Причины депрессии у детей

Лечебный процесс

Если синдром имеет легкое течение, а состояние пациентов на протяжении всего периода болезни остается стабильным и удовлетворительным, проводят немедикаментозное лечение.

Общие рекомендации и диета

Специалисты рекомендуют больным для облегчения общего состояния и скорейшего выздоровления соблюдать следующие правила:

  1. Изменить образ жизни,
  2. Гулять на свежем воздухе,
  3. Много двигаться,
  4. Высыпаться,
  5. Сбалансировано питаться,
  6. Не употреблять алкоголь и не курить,
  7. Избегать стрессовых ситуаций,
  8. Научиться расслабляться,
  9. Правильно дышать,
  10. Общаться с людьми, встречаться с друзьями,
  11. Тренировать свой мозг и оставаться спокойным.

Больным необходимо сбалансированно питаться, исключив из рациона жирные, острые, соленые, копченые, жареные блюда. Организм для нормального функционирования должен получать все необходимые питательные вещества. При недостатке тех или иных элементов следует периодически принимать поливитаминные комплексы и биодобавки. Полезно употреблять фрукты и овощи, кисломолочные продукты, говядину, морепродукты, орехи и прочие яства, благотворно влияющие на эмоциональное состояние человека и содержащие витамины, которые помогают работать мозгу.

Психотерапевтическое воздействие

Основная цель психотерапии – обучить пациента справляться со своей проблемой, самостоятельно блокировать ее и контролировать эмоции, приводящие к тревожному расстройству.

Способ психотерапевтического воздействия специалисты выбирают в зависимости от этиологии недуга и клинической картины. Наиболее действенные психотерапевтические методики в отношении тревожного синдрома:

  • Психоанализ,
  • Когнитивная психотерапия,
  • Поведенческая психотерапия,
  • Рациональная психотерапия,
  • Гипноз, внушение.

Психотерапия замещает негативные мысли и тревожные переживания на радостный и оптимистичный настрой, усиливает эффективность психотропных препаратов, устраняет проблемы с социализацией, снижает риск рецидивов после проведенного комплексного лечения синдрома. Психотерапевтическое воздействие используется для лечения больных в индивидуальном порядке и в группах. Пациенты учатся вести себя в сложных жизненных ситуациях и становятся более уверенными. Эффективность психотерапии зависит от желания больного вылечить это состояние, а также от тяжести течения синдрома и наличия сопутствующих психопатий. Положительным результатом лечения является устойчивое изменение поведения пациента, его адекватные реакции на стрессовые события, воспоминания или планирование своего будущего.

В тяжелых случаях, когда синдром прогрессирует, а состояние больных стремительно ухудшается, переходят к фармакотерапии.

Лекарства, физиотерапия и фитосредства

Больным назначают медикаментозную коррекцию состояния следующими группами препаратов:

  1. Транквилизаторы — успешно борются с паническими атаками «Алпразолам», «Клоназепам», «Диазепам»,
  2. Нейролептики — помогают забыть о чрезмерном тревожном чувстве «Тиаприд», «Сонапакс»,
  3. Антидепрессанты – нормализуют функции ЦНС и устраняют перепады настроения «Амитриптилин», «Анафранил», «Имипрамин»,
  4. Ноотропы — улучшают кровоснабжение головного мозга «Ноотропил», «Пантогам», «Пирацетам»,
  5. Адреноблокаторы — устраняют боль в сердце и приступы сердцебиения «Атенолол», «Бисопролол»,
  6. Сдативные фотосредства широко применяются в лечении тревожного синдрома – «Ново-Пассит», «Нерво-Вит». Они оказывают длительный седативный эффект и уменьшают выраженность вегетативных расстройств.

Медикаментозное лечение устраняет симптомы, принося лишь временное облегчение. После отмены препаратов возможно рецидивирование заболевания. При резком прекращении приема психотропных препаратов часто развивается абстиненция.

Физиотерапия при тревожно-депрессивном синдроме включает использование низкочастотных токов, которые нормализуют работу церебральных структур. Электросудорожная терапия и оксигенотерапия оказывают благотворное воздействие на функционирование головного мозга и других жизненно важных органов. Во время реабилитации больным назначают общеукрепляющий и успокаивающий массаж, иглоукалывание, лечебную физкультуру, закаливание.

Традиционное лечение тревоги и депрессии дополняют средствами народной медицины после консультации с врачом. Чаще всего применяют настой мяты и боярышника, хрена, женьшеня, дягиля, отвар соломы овса, корня валерианы, травы пустырника, листьев мелиссы, зверобоя, травы иван-чая.

Природа тревожно-депрессивных расстройств

Исходя из названия напрашивается вывод, что это расстройство включает в себя 2 состояния — депрессию и тревогу. Оба находятся в равном положении, ни одно из них не доминирует над другим, но каждое ухудшает течение другого. Из-за этого его называют смешанным. Такое определение содержится в 10 Международной классификации болезней, которая включает нарушение в список неврозов. Их клиническая картина многообразна. В него входят 3 типа патологий:

  • биполярное расстройство, когда постоянно меняется настроение;
  • всевозможные фобии, сопровождающиеся тревогой;
  • депрессивное поведение.

Причины развития

На 3 группы делятся причины тревожно-депрессивных расстройств — физические заболевания, психические процессы, внешние факторы.

Среди физических заболеваний, приводящих к подобному состоянию, выделяются:

  • поражения головного мозга — опухоли, сосудистые болезни;
  • черепно-мозговые травмы;
  • эпилепсия;
  • патологии сердца;
  • соматические болезни, носящие хронический характер — астма, эндокринные нарушения;
  • недостаток в организме содержания определённых веществ, в основном речь идёт о витаминах и серотонине — так называемом гормоне счастья;
  • избыток вредных веществ, вызванных продолжительным приёмом лекарств, в числе которых антидепрессанты, транквилизаторы, другие препараты, оказывающие сильное влияние на психику и нервную систему;
  • сильные интоксикации организма, происходящие различными путями;
  • болезни, приводящие к инвалидности.

Среди психических процессов первое место занимают стрессовые факторы, провоцирующие развитие постоянного страха, депрессии, раздражительности, апатии. Состояния могут сочетаться или чередоваться. К подобным провоцирующим факторам относятся семейные ссоры, конфликты на работе, частое нервное перенапряжение.

Внешние факторы могут составлять самую обширную группу, перечень их может быть бесконечным. Среди самых распространённых выделяются:

  • физическое переутомление, вызванное постоянными нагрузками на организм;
  • наследственная предрасположенность к тревожно-депрессивному состоянию;
  • злоупотребление алкоголем;
  • материальные проблемы — отсутствие работы, низкие доходы;
  • половозрастные причины — подростковый возраст, климакс, кризис среднего возраста, возрастная деменция;
  • беременность;
  • постоянная ситуация неизвестности относительно настоящего и будущего.

Прогноз и лечение депрессивных расстройств у детей и подростков

Тяжелая депрессия у подростков является фактором риска академической неуспеваемости, злоупотребления запрещенными психоактивными средствами и суицидального поведения. При отсутствии лечения может наступить ремиссия через 6-12 месяцев, однако часто развиваются рецидивы. Более того, во время депрессивного эпизода дети и подростки значительно отстают в школе, теряют важные связи с друзьями и сверстниками, а также находятся в группе высокого риска по злоупотреблению психотропными средствами.

Оценка семейных и социальных условий жизни ребенка необходима для выявления стрессовых факторов, которые могут вызывать и усиливать депрессию. Соответствующие меры, направленные на школу и семью, должны сопровождать основное лечение для того, чтобы обеспечить соответствующие условия жизни и учебы. Короткая госпитализация может быть необходима при острых эпизодах, особенно при суицидальном поведении.

Ответ на лечение депрессии у подростков, как правило, соответствует таковому при лечении взрослых. Согласно большинству исследований, посвященных лечению депрессии у взрослых, комбинация психотерапии и антидепрессантов значительно превосходит любой из методов, используемых изолированно. В отношении лечения депрессии у детей доподросткового возраста ясности значительно меньше. Большинство врачей у маленьких детей предпочитают провести курс психотерапии, если только депрессивный эпизод нетяжелый или ранее психотерапия не была неэффективна. В более тяжелых случаях антидепрессанты могут быть эффективным дополнением к психотерапии.

Обычно препаратом первого выбора является один из SSRI, если показано применение антидепрессантов. Детей следует наблюдать в связи с возможностью развития побочных эффектов со стороны поведения, таких как растор-моженность и возбуждение. На основании проведенных исследований у взрослых предполагают, что антидепрессанты, действующие и на серотонинерги-ческую и на адренергическую/дофаминергическую системы могут быть несколько более эффективны; тем не менее такие препараты (например, дулоксетин, венлафаксин, миртазапин; отдельные трициклические антидепрессанты, особенно кломипрамин) также склонны вызывать больше побочных эффектов. Эти препараты могут быть особенно эффективны при резистентных к терапии случаях. Несеротонинергические антидепрессанты, такие как бупропион и дезипра-мин, могут также для повышения эффективности комбинироваться с SSRI.

Признаки тревожного расстройства у ребенка

Тревожное расстройство – медицинский диагноз, особенно у взрослых, причем психиатры отмечают, что большинство взрослых людей, страдающих тревожными расстройствами, впервые столкнулись с ними именно в детском возрасте. В период роста и развития нервной системы ребенка вполне естественными считаются детские страхи – они, как правило, соответствуют возрасту и от них достаточно легко ребенка отвлечь и переключить. С возрастом страхи видоизменяются и у большинства практически проходят. Ребенок с тревожным расстройством словно «зацикливается» на своих страхах, они разрастаются и переключить его довольно сложно.

  • Посоветоваться с грамотным детским психологом стоит в таких случаях:
  • Чрезмерное, не соответствующее реальности беспокойство за свою жизнь и здоровье, а так же за близких людей без объективных причин
  • Ребенок боится закрытых пространств, высоты, темноты, страхи не соответствуют возрасту и носят чрезмерный характер
  • Общение со сверстниками не доставляет радости, такие дети предпочитают находиться рядом с кем-то из родственников, с которыми они чувствуют себя в безопасности
  • Ребенок тяжело засыпает, просыпается в плохом настроении, может даже плакать при пробуждении.
  • Могут проявиться соматические симптомы: затрудненное дыхание, головокружение, учащенное сердцебиение и даже кашель, боль в животе, диарея без видимых причин.

Сочетание нескольких признаков – повод обратиться к специалисту.

Фото: ИД Бурда

Как проявляется страх

Фобия может приобретать различные формы, но суть её одинакова. Человек вряд ли сможет самостоятельно справиться с проявлениями страха, т. к. он считает это нормальными попытками защиты своего чада. Чаще всего боязнь наблюдается у новоиспечённых родителей первенца.

Отсутствие навыков обращения с младенцем в первый месяц его жизни порождают страх причинить вред своему ребенку. Они боятся придавить, уронить или поранить малыша. Избыток негативных эмоций может привести не только эмоциональному истощению, которое подстегивается недостатком сна и отдыха, но и к прекращению лактации на фоне стресса. Но и в более взрослом возрасте детей излишне опекают. Чем старше становится человек, тем больше свободы ему требуется. Родители часто ограничивают своего ребенка в:

  • общении со сверстниками;
  • посещении детского сада, развивающих занятий или секций по интересам;
  • самостоятельном изучении внешнего мира;
  • попытках самообслуживания и т. д.

Симптомы

Основной симптом – стойкое, выраженное беспокойство. Пациенты чувствуют себя эмоционально напряженными, не могут отвлечься от негативных переживаний и расслабиться. Из-за тревоги они испытывают трудности с концентрацией внимания, подростки сообщают об ощущении «пустоты в голове». Повышенная нервозность проявляется раздражительностью, плаксивостью, пугливостью. Характерно вздрагивание при неожиданных резких звуках, изменении освещенности, внезапных прикосновениях. Поведение становится избегающим (ограничительным): дети отказываются от общения, прогулок, активных игр, путешествий, употребления некоторых продуктов.

Среди физических симптомов тревожных расстройств преобладает беспричинная усталость и быстрая истощаемость. Больные жалуются на головокружение, слабость, головные и мышечные боли, дискомфортные ощущения в области живота и груди. Может отмечаться повышенная потливость, особенно в стрессовых ситуациях, учащенное сердцебиение, затрудненное дыхание, тремор и дрожь, чувство кома в горле, приливы жара, озноб. Аппетит чаще снижен, но иногда развивается прожорливость с последующей тошнотой и рвотой. Нарушения сна включают трудности засыпания, пробуждения среди ночи, кошмары.

Симптомами фобических расстройств являются устойчивые страхи. Формируется боязнь ситуаций, которые на самом деле не представляют угрозы либо могут быть опасны лишь при определенных условиях. Малыши раннего возраста боятся темноты, высоты, разлучения с матерью. У дошкольников активно развивается воображение, страхи связаны со сказочными или выдуманными чудовищами – драконами, динозаврами, ожившими скелетами, зомби, оборотнями. У школьников на первый план выходят социальные фобии – боязнь общения, знакомства, публичного выступления. Подростки испытывают страх потери контроля, смерти, сумасшествия, переживания позора. Тревога после переживания психотравмы характеризуется «флешбеками» – неконтролируемыми пугающими наплывами воспоминаний, кошмарами по ночам.

При обсессивно-компульсивном расстройстве тревожность сопровождается формированием навязчивых представлений пугающего характера. Дети мысленно проигрывают негативные варианты развития событий, испытывая при этом страх. Справиться с эмоциональным напряжением им отчасти помогают ритуальные действия – компульсии. Наиболее распространенные – частое мытье рук, перебирание края одежды, обкусывание ногтей, хождение по периметру комнаты. При панических атаках тревога возникает без видимой причины и мгновенно нарастает, проявляясь вегетативными симптомами. Самочувствие ухудшается – возникает головокружение, потемнение в глазах, чувство отчужденности собственной личности, нереальности предметов и событий. Вторично формируется страх очередной панической атаки, избегающее поведение.

Методика лечения

1 Когнитивно-поведенческая терапия (CBT).

Во всем мире на протяжении последних десятилетий была доказана эффективность лечения тревожных расстройств методом когнитивно-поведенческой терапии. В центре «Мацпен» при лечении общего тревожного расстройства у детей  CBT применяют высококвалифицированные специалисты в области детской психиатрии и психотерапии.

Главная концепция данного метода лечения заключается в том, что на сеансах психотерапевт работает над устранением негативного мышления и приобретением навыков активного решения проблем, а также самоконтроля. Это позволяет ребенку лучше справляться с ситуацией, а в дальнейшем и самостоятельно противостоять возникающим стрессовым ситуациям.  

При работе с ребенком применяются различные техники, такие как внешнее воздействие, моделирование, релаксация, ролевые игры и условное подкрепление.

Опыт показывает, что уже после нескольких недель когнитивно-поведенческой терапии ребенок показывает очень хорошие результаты. Тревожность уменьшается, пациент чувствует себя значительно лучше и, видя результаты, готов стараться и дальше продолжать лечение.

2 Медикаментозная терапия

В центре «Мацпен» назначением препаратов занимается опытный детский психиатр. При подборе лекарств учитывается физическое состояние ребенка, форма тревожного расстройства, а также специфические рекомендации психотерапевта. В нашем центре применяются только западные и израильские препараты последнего поколения, имеющие минимальное количество побочных эффектов и не вызывающие привыкания.

При лечении общего тревожного расстройства у детей в Израиле чаще всего используют современные транквилизаторы (небензодиазепиновые анксиолитики). Они эффективно снижают уровень тревожности, раздражительности, импульсивности, оказывают анксиолитическое действие, не вызывают миорелаксации, мнестических расстройств и синдрома зависимости у ребенка.

3 Семейная терапия

Общее тревожное расстройство у ребенка чаще всего возникает вследствие проблемных отношений в семье, скандалов, высокой тревожности самих родителей и неправильно построенных отношений между родителями и самим ребенком.

Поэтому в центре «Мацпен» в комплексе основных методов лечения применяется и семейная терапия, которая повышает общую эффективность лечения и помогает избежать подобных ситуаций в будущем.

Работая с семьей, психотерапевт корректирует взаимоотношения, учит родителей лучше понимать ребенка, налаживает нормальную коммуникацию между всеми членами семьи, а также учит контролировать эмоции и избегать ситуаций, которые провоцируют чувство тревоги у ребенка.

Что такое тревожное расстройство у ребенка

Тревожными расстройствами медики называют эмоциональные проблемы ребенка, которые могут проявляться различными страхами, беспокойством, печалью, в тяжелых случаях перерастают в депрессию, что уже значительно серьезней и требует работы со специалистом. Как правило, детские тревожные расстройства относят к возрастным проблемам, связанным с развитием различных функций, выполняемых мозгом и нервной системой ребенка в целом.

Считается, что с возрастом такое детское беспокойство проходит, однако не придавать значения состоянию ребенка и не помогать ему в тяжелое для него время, совершенно неверный подход. Более склонны к проявлению тревожных расстройств детки избыточно эмоциональные и впечатлительные (а таких ведь большинство).

Может спровоцировать эмоциональное расстройство у ребенка:

  • гиперопека,
  • повышенная тревожность мамы или кого либо из близких ребенку людей,
  • наследственный фактор,
  • негативный жизненный опыт – например, ребенок оставался один в больнице,
  • его обманывает мама,
  • излишне строгое воспитание.

Кроме эмоционального дискомфорта, у ребенка снижается иммунитет и он больше подвержен простуде и всевозможным инфекциям. На фоне тревожных расстройств вполне могут развиться реальные соматические заболевания

bokan/Shutterstock/ТАСС

К тревожным расстройствам относят:

Страх разлуки. Ребенок отказывается расставаться с мамой даже на короткое время

Генерализованная тревога. Постоянное беспокойство, что он сделал что-то не так, избыточная потребность в постоянном одобрении по любому поводу

Социальная фобия. Нежелание и страх оказаться в коллективе, рядом с незнакомыми людьми. Нежелание общаться и заводить знакомства. Может приводить к серьезным проблемам в школе

Обсессивно-компульсивное расстройство. Стремление выполнять определенные ритуалы, например, постоянно мыть руки.

Фото: Fotolia

Лечение тревожно-депрессивного расстройства

  • Поскольку не существует хороших исследований, сравнивающих методы лечения смешанных тревожно-депрессивных расстройств, клиницисты склонны назначать лечение в соответствии с представленными симптомами, их тяжестью и предыдущим опытом применения различных методов лечения.
  • Психотерапевтические подходы могут использоваться в течение короткого периода времени, например, поведенческая или когнитивная терапия. Тем не менее, некоторые клиницисты используют менее структурированный психотерапевтический подход, такой как интроспекционная психотерапия.

Фармакологическое лечение

  • Фармакологическое лечение смешанных тревожно-депрессивных расстройств обычно проводится с помощью противотревожных препаратов, антидепрессантов или того и другого вместе.
  • Среди анксиолитических препаратов некоторые данные указывают на то, что применение триазолобензодиазепинов может быть целесообразным, что обусловлено его эффективностью в лечении депрессии, связанной с тревожностью.
  • Вещества, влияющие на 5-НТ рецептор, такие как буспирон, также могут быть подходящими. Среди антидепрессантов серотонинергические препараты могут быть очень эффективны при лечении смешанного тревожно-депрессивного расстройства.

Психологическое лечение

В любом случае лечение по выбору для этих типов патологий является когнитивно-поведенческой психотерапией.

  • С одной стороны, прежде всего речь идёт о снижении пациентом своего уровня физиологической активации. Это достигается с помощью дыхательных техник (например, диафрагмальное дыхание) и релаксационных техник (прогрессивная мышечная релаксация, аутогенная тренировка, осознанность и т. д.)
  • Во-вторых, пациенту необходимо улучшить своё настроение. Это может быть достигнуто различными способами. Поведенческая активационная терапия может быть очень эффективной в этом отношении.

Обратите внимание: Идея заключается в том, чтобы пациент возобновил свой прежний уровень активности. Для этого психотерапевт побуждает его выполнять приятные действия, либо старые, которые приносили пациенту удовольствие ранее, либо обучаясь чему-то новому.

  • В-третьих, полезен период психообразования. В этот период пациент получает объяснение о том, что с ним происходит и почему. Они узнают некоторые основные положения о характеристиках тревоги и депрессии, чтобы осознать свой опыт.
  • Впоследствии может возникнуть необходимость изменить некоторые убеждения или мысли, которые могут подпитывать проблему. Это может быть связано с техникой когнитивной реструктуризации.

Как вы можете видеть, смешанное тревожно-депрессивное расстройство не имеет специфической идентичности в некоторых диагностических системах, но оно часто встречается в консультациях первичной медицинской помощи. Это довольно распространённое явление.

Это расстройство, которое можно вылечить, а если вовремя не вылечить, то оно может стать хроническим.

Симптоматика

Тревога – основной клинический признак синдрома. Это патологическое чувство длится не менее полугода и является отражением внутреннего конфликта. Больные искаженно воспринимают и перерабатывают полученную информацию. Они находятся в постоянном предчувствии возможной беды, которая угрожает им самим или близким людям. При этом тревога не связана с определенным объектом или ситуацией. Лица с синдромом угнетены и расстроены, апатичны или чрезмерно раздражительны, необъяснимо обеспокоены. Их мысли полны негатива и пессимизма. Пациенты жалуются на утомляемость и бессилие, не позволяющие выполнять привычные дела. Так возникают проблемы на работе, в быту и личной жизни. Больные теряют интерес к деятельности, от которой раньше получали удовольствие. У них снижается трудовая и интеллектуальная активность, наблюдается скованность в движениях и заторможенность реакций. Подобные неприятности повышают уровень патологической тревожности. Замыкается порочный круг, являющийся базисом синдрома.

У больных часто изменяется настроение, постепенно пропадает интерес к жизни и общению с окружающими. Они страдают бессонницей и часто принимают седативные препараты, что еще больше усугубляет положение, полностью нарушая режим отдыха. Одни с трудом засыпают, другие видят кошмары, третьи спят беспокойно и поверхностно. Лица с синдромом постоянно испытывают чувство беспричинного страха. К старым фобиям все время присоединяются новые. Возникают панические атаки, с которыми невозможно справиться самостоятельно. Они изматывают пациента и ухудшает качество его жизни.

Больные настроены агрессивно. Они не доверяют даже самым близким людям и воспринимают окружающий мир мрачным и унылым. Пытаясь решить проблемы, которых не существует, они тратят безрезультатно все свои силы и энергию. Больные чувствуют себя беспомощными, глубоко разочаровываются во всем, отчаиваются и утрачивают надежду на благоприятный исход.

Кроме тревоги и страха синдром проявляется следующими психическими симптомами:

  1. Беспокойством,
  2. Напряженностью,
  3. Ажитацией,
  4. Подавленностью,
  5. Рассеянностью,
  6. Гиперчувствительностью к зрительным и звуковым раздражителям,
  7. Плаксивостью,
  8. Эмоциональной лабильностью,
  9. Навязчивыми мыслями,
  10. Ипохондрией,
  11. Дереализацией и деперсонализацией.

Больные становятся суетливыми, пугливыми и нетерпеливыми. У них ухудшается память, нарушается концентрация внимания, снижаются умственные способности.

К астеновегетативным признакам патологии относятся:

  • Постоянная усталость,
  • Быстрая утомляемость,
  • Нарушения в работе сердца, тахикардия, кардиалгия,
  • Перепады давления,
  • Гипергидроз,
  • Приливы жара, озноб,
  • Одышка, приступы удушья,
  • «Ком» в горле,
  • Диспепсические явления,
  • Боль в животе и мышцах спины,
  • Диарея или запор,
  • Учащенное мочеиспускание,
  • Невозможность сосредоточиться и расслабиться,
  • Тремор рук,
  • Головокружение,
  • Цефалгия,
  • Онемение и судороги в конечностях,
  • Нарушение менструального цикла,
  • Фригидность и импотенция.

В отдельных случаях признаки вегетативной дисфункции возникают раньше психических нарушений и преобладают над ними. Больные обращаются к врачам общего профиля, подозревая наличие у себя соматического заболевания.

При отсутствии своевременного и грамотного лечения патологии возникают негативные последствия и тяжелые осложнения:

  1. Депрессия,
  2. Проблемы в супружеских взаимоотношениях,
  3. Конфликты в семье и на работе вплоть до развода и увольнения,
  4. Нарушение социальных коммуникаций,
  5. Тяжелые дисфункции сердечно-сосудистых структур и желез внутренней секреции,
  6. Несчастные случаи,
  7. Мигрирующая боль в различных частях тела,
  8. Функциональные нарушения в организме,
  9. Усугубление течения имеющихся болезней,
  10. Снижение качества жизни,
  11. Суицидальные мысли и их реализация.

Причины подростковой депрессии

Основная причина возникновения депрессии у подростков − это стремительные гормональные изменения в организме в сочетании с неспособностью несформировавшейся психики адекватно реагировать на стрессы и критику.

Почему подростки подвержены депрессивным состояниям? Провоцирующими факторами являются:

  1. Замена детского представления мира на погружение во взрослую жизнь со всеми ее трудностями и недостатками.
  2. Юношеский максимализм (в подростковом возрасте любая незначительная проблема превращается в катастрофу глобальных масштабов, что связано с обострением эгоизма).
  3. Неблагоприятная ситуация в семье (в этом случае дети остро реагируют на сложные отношения между родителями, частые ссоры, развод, недостаточное материальное положение).
  4. Бич современности – интернет-зависимость (ребенок погружается в виртуальный мир, а реальный повергает его в состояние угнетения).
  5. Издевательства одноклассников, насмешки, одиночество, которые часто становятся причинами развития депрессии в школьном возрасте.
  6. Необходимость в переезде семьи в другой город или страну (подросток вынужден разорвать налаженные связи с друзьями, соседями, одноклассниками, а на новом месте строить новые круг общения).
  7. Подростки из группы риска, на которых оказывается сильное давление в семье (ребенок подвергается критике, связанной с учебой в школе или другими видами деятельности).

Иногда возникает депрессия и на фоне общего благополучия (чрезмерная опека в семье). В этом случае психика расслаблена и не способна противостоять даже минимальным стрессам.

Также существует фактор наследственности, который увеличивает вероятность развития подростковых проблем и отягощает их проявления. Следует помнить, что мрачное настроение у ребенка никогда не появляется без причины. И не стоит все списывать на сложный возраст. В корне каждой проблемы кроется причина, а справляться с этими проблемами следует всей семьей.

Оцените статью
Добавить комментарий