Лечебный эффект вольфганга моцарта

Играй как можешь: как занятия музыкой помогают развиваться

Значит ли это, что волна интереса к «эффекту Моцарта» не принесла ничего хорошего? Вовсе нет. Дискуссии вокруг этой проблемы помогли тем, кто считали классику скучной или чересчур сложной, заинтересоваться ею и по-новому услышать давно знакомые мелодии. Но, что еще важнее, благодаря разговорам о пользе классики многие родители задумались о том, чтобы дать своим детям хотя бы начатки музыкального образования. Уроки музыки обязательны далеко не везде, а зря: в их эффективности наука не сомневается.

Многие ученые считают, что занятия музыкой (сюда входят и пение, и игра на инструментах, и другие формы обучения) помогают также развивать множество навыков, непосредственно не нужных для извлечения звуков. Например, исследователи из Гарвардской медицинской школы заметили связь между образованием и успешным выполнением заданий.

В их эксперименте поучаствовали 59 десятилетних детей, из них две трети учились играть на клавишных или струнных инструментах не менее трех лет. Как и ожидалось, те, кто учился музыке, лучше проходили тесты на мелкую моторику и распознавание разницы в высоте звуков. Но вдобавок они обошли немузыкальных ровесников и в других заданиях.

Релаксация посредством звука

Прежде чем перейти непосредственно к советам по релаксации при помощи звука, давайте поговорим о том, что такое звук вообще.

Звуки — это упругие волны, распространяющиеся в воздухе и воспринимаемые ушами человека. Эти волны могут приносить нам радость или печаль, в зависимости от характера воспроизводимых звуков. Ведь мир звуков, окружающих человека, очень разнообразен.

Мир звуков очень трудно объяснить словами. Их надо слушать, слышать и чувствовать. Звуки — это тонкий инструмент духовного совершенствования, который может помочь человеку во многих ситуациях и внести в его жизнь яркую эмоциональную окраску. Если человек с самого детства окружен прекрасными звуками, он способен тоньше чувствовать, быстрее реагировать, легче понимать окружающих. У него глубокое воображение, он способен к творческому мышлению.

Ведь кроме духовного совершенствования приятные звуки помогают еще и физическому здоровью человека. В последние годы проблема взаимосвязи звуков и здоровья интересует человечество все больше. Врачи и музыканты, ученые спорят о стимулирующем влиянии звуков на здоровье человека. Наука о звуках уже и в нашей стране стала самостоятельной ветвью медицины.

Действительно, звук и здоровье тесно связаны между собой. В обиходе даже появилось новое слово — «звукотерапия». Представьте себе, что человеческое тело — это арфа, имеющая много струн. Одни струны — физиология человека, другие — психология, третьи — его эмоции, опыт, ассоциации и т. д. При звукотерапии все они реагируют на звуки и дают положительный отклик. Частоту звуковых волн и вызывает в поле человека явление резонанса. Он возникает в голове, груди или тканях, воздействуя затем на ритм сердца, энергетическое поле головного мозга, частоту дыхания.

Вы, наверное, замечали, что спокойные, тихие звуки побуждают к эмоциональному расслаблению, а громкие, наоборот, возбуждают. Многие люди сталкивались в своей жизни с такими ситуациями, когда солдаты или дети маршировали под барабаны, и им было легче двигаться и выполнять нужные команды. Бодрые веселые звуки барабанов помогают собраться с силами, поднимают настроение. Это легко объясняется с точки зрения звукотерапии.

Следование ритму и характеру услышанных звуков может изменить психологическое и физиологическое состояние человека, повлиять на его здоровье. Вместе с тем не надо забывать, что человек — существо эмоциональное, и услышанные им приятные звуки, например шума морских волн, способны вызвать сильный эмоциональный отклик в душе, который также даст толчок для физических изменений в организме.

То, что определенные сочетания звуков способны изменять душевное и физическое состояние человека, — открытие не нашего времени. Считают, что начало звукотерапии лежит в глубокой древности. Еще первобытные люди верили в то, что звук магическим образом соединяет силы неба и земли. Не зря же они использовали первые музыкальные инструменты — трещотки, шаманские барабаны, костяные флейты, когда лечили своих собратьев.

Что такое «эффект Моцарта»?

Классическая музыка, написанная несколько столетий назад, не теряет своих исцеляющих свойств. Как известно, посещение концертов «живой» классической музыки – это не только признак хорошего вкуса и воспитания, но и мощная энергетическая подпитка. Подобную музыку создавали не простые люди, а великие Мастера, часто Посвящённые. Таким Посвящённым талантливым композитором был Вольфганг Амадей Моцарт. Автор «Волшебной флейты» Моцарт, который в течение последних семи лет своей жизни был масоном, ещё в 18 веке писал произведения, которые сейчас рекомендуют слушать беременным для гармоничного развития плода.

Благодаря научным изысканиям 90-х годов 20 века доказано: музыка Моцарта повышает интеллект и повышает активность мозга. Феномен назвали «эффектом Моцарта». Непостижимым образом прослушивание произведений великого композитора оказывает мощное влияние на функционирование всей коры головного мозга, что подтверждено лабораторными исследованиями с применением магнитного резонатора. Был сделан вывод, согласно которому целительный эффект достигается за счёт особой частоты смены ритма и звука (всё те же волновые характеристики).

Мозг и центральная нервная система работают на частотах со сменой ритма раз в 20-30 секунд. После того, как исследователи изучили частотные характеристики музыкальных сочинений 60 разных авторов, выяснилось, что Моцарту, как никому другому, удалось «уловить» соответствующие колебания и отразить частоты в своих произведениях. Целебное влияние усиливается высокочастотными звуками, которыми наполнены сочинения Моцарта.

Справка. Врачи взяли «на заметку» способность музыки Моцарта укреплять мельчайшие мышцы среднего уха, благодаря чему возвышенные классические мелодии помогают при нарушениях речи и слуха. Слушая Моцарта по два часа ежедневно, актёр Жерар Депардье избавился от заикания и проблем с памятью. Правительство Канады использует произведения великого композитора для профилактики аварий на дорогах: увертюры Моцарта звучат на городских площадях.

Примеры терапевтической музыки, скачать

при тревоге и неуверенности: Включите мажорные произведения с темпом ниже среднего:

вальсы и «Сказки Венского Леса» Штрауса, «Мелодии» Рубинштейна, «Мазурку» и «Прелюдии» Шопена).

Скачать: Шопен Ф. Вальс до диез минор 810.9 KB

Скачать: Антон Рубинштейн. Мелодия Фа мажор, ор. 3 № 1 4.7 MB

Скачать: Шопен Ф. Мазурка 1.7 MB

Скачать:И. Штраус. Вальс Сказки венского леса

История развития

О целительных свойствах мелодичного звучания знал ещё Пифагор. Древнегреческий учёный широко использовал для терапии и коррекции разных проявлений лиру и флейту. Со своими соратниками философ практиковал групповые сеансы музыкальной терапии, а также при необходимости проводил «настройку», «прикосновение» и «музыкальное сочетание». Глубинное понимание сути инструмента позволяло Пифагору успокаивать людей, вселять в души радость и даже выводить агрессоров из состояния аффекта – и это всё только с помощью мелодий!

Ветхий Завет содержит свидетельства о том, что занемогшего Царя Давида удалось вылечить игрой на арфе. Древнеегипетские жрецы применяли мелодии при лечении бесплодных людей, а хоровым пением избавляли от бессонницы.

Традиционное шаманское горловое пение – это сакральный метод глубинной психотерапии. Практика очищает сознание, настраивает на положительное мышление, гармонизирует работу всех систем и органов тела.

Российские медики и учёные также интересовались музыкотерапией: на стыке 19-20 веков В.М. Бехтерев и И.М. Сеченов писали о благотворном воздействии мелодий на функционирование центральной нервной системы, органов дыхания и кровообращения. Московский музыкальный терапевт Валентин Петрушин (действующий Президент Ассоциации музыкальных психологов и психотерапевтов) разработал собственную методику музыкально-рациональной психотерапии, объединив опыт древних и современные представления. Профессор придумал новый жанр – лекцию-концерт: в ходе интерактивного мероприятия посетители слушают музыку, медитируют и танцуют.

Основы музыкотерапии: что и когда слушать

С появлением современной техники и различных устройств слушать музыку можно в любое время и в любом месте. Пространство изобилует предложениями, при этом, как и в случае с книгами, не все произведения «одинаково полезны». Музыкальный фон можно и нужно сортировать, поскольку воздействие на психику и физиологию огромно, даже если человек того не осознаёт.

Внимание! Поп-музыка и низкокачественный рок, депрессивные и мрачные направления, электронная «неживая» музыка – это низковибрационная, «мусорная» информация, которая не возвышает и не одухотворяет. Пользы от такого прослушивания не будет, а вот вред – возможен

Когда лучше проводить сеансы? Заряжайтесь приятными и целебными мелодиями сразу после пробуждения, перед сном настраивайтесь с помощью расслабляющей нежной музыки на крепкий здоровый сон. Общее время прослушивания – 15-30 минут.

Можно ли чем-то заниматься во время музыкальной терапии? Если есть возможность, просто расслабьтесь, отпустите мысли и созерцайте прекрасное – посмотрите на пейзажи или полистайте альбом с любимыми фотографиями. Впрочем, можно сопровождать музыкой привычные бытовые дела: расстилание или застилание постели, уборку квартиры, полив растений.

Формы и методы музыкотерапии

Рецептивная

Основное отличие такой формы музыкального лечения – пассивный (принимающий) характер. Пациенту ничего не нужно предпринимать в ходе терапии, просто слушать предложенные мелодии или звуки. Психотерапевт, применяющий метод арт-терапии, подкрепляет процесс лечения беседой с клиентом. Общение может проходить на фоне музыкального сопровождения. Иногда разговор предваряет прослушивание, и пациент получает какое-либо дополнительное задание. Чаще всего предлагается погружение в собственные переживания и ощущения. После сеанса музыкотерапии арт-терапевт предлагает обсудить впечатления от музыки, увиденные визуальные образы, возникшие чувства и эмоции.

Рецептивная музыкотерапия бывает:

  • коммуникативной (при совместном прослушивании);
  • реактивной (очищающей);
  • регулятивной (расслабляющей и гармонизирующей).

По количеству слушателей методика классифицируется как групповая и индивидуальная. Формат терапии может включать прослушивание записей и живого исполнения.

Музыкотерапия для пожилых. Женщина слушает музыку

Иногда возникают сомнения в необходимости такого лечения. Казалось бы, зачем нужен «врач», если музыку можно слушать где угодно самостоятельно? Тонкость в том, что музыкальный терапевт знаком с психофизиологией, психологией, вибрационной теорией и многими другими дисциплинами. Во время сеанса специалист определяет проблему и подбирает музыку для терапии с учётом многих значимых факторов.

Активная

Это уже полноценное включение в процесс. Во время сеанса активной музыкотерапии человек самостоятельно творит свою мелодию: играет на каком-либо музыкальном инструменте или поёт. Процесс носит ярко-выраженную коррекционную направленность. Клиент музыкального терапевта воспроизводит заданное произведение или фантазирует. Приветствуется импровизация с использованием музыкальных инструментов или голоса.

Формат может быть также групповым (хоровое исполнение или пение) и индивидуальным (вокал, горловое пение, игра на инструментах).

Музыкальный арт-терапевт располагает набором простых музыкальных инструментов, которые используются при активных формах терапии: барабан, колокольчики, маракасы, цимбалы, дудочки. Во время сеанса музыкотерапии каждый из участников выбирает свой вариант и с помощью звуков выражает свою позицию в диалоге, состояние или отношение к ситуации.

При хоровом пении улучшается эмоциональное состояние участников, налаживаются взаимоотношения в коллективе, возникает сплочённость группы. Такой метод избавляет людей от комплексов и скованности. Ценность методики заключается в сочетании музыкальной составляющей с телесной ориентированностью (при пении работает гортань, шейная мускулатура, лёгкие, диафрагма) и коллективным духом. Как правило, терапевт поёт вместе с хором. Репертуар подбирается из жизнеутверждающих и оптимистичных произведений с глубоким смыслом.

Справка. С помощью активной музыкотерапии детей учат распознавать собственные чувства и эмоции.

Интеграционная

Комплексный арт-терапевтический инструмент, сочетающий музыкальное сопровождение с наглядно-образным восприятием. В этом случае под музыку совершаются дополнительные творческие действия: рисование, игра, пантомима, пластическая драма. Как вариант, пациенты «творят» после прослушивания произведения, выражая впечатление и состояние через поэзию, изобразительное искусство, писательство.

Интегративная музыкотерапия применяется для работы с детьми при нарушениях речи, слуха, зрения, задержке в развитии и ментальных нарушениях.

По форме может быть пассивной (рецептивной), когда пациент под музыку наблюдает определённый визуальный ряд (сменяющиеся картинки, слайды, видеозапись). Активный формат предполагает творчество под музыку или после прослушивания произведения.

Слушай и умней: работает ли «эффект Моцарта»?

Представления о том, что прослушивание музыки, особенно классической, благотворно влияет на интеллект, широко распространены. Многие спорят о деталях, например, что полезнее — фортепианные концерты Моцарта или его произведения для скрипки, но в целом способность классики делать нас умнее оспаривают редко.

Понятие «эффект Моцарта» появилось в начале 1990-х. В 1993 году ученые из Калифорнийского университета в Ирвайне рассказали о результатах своего эксперимента: добровольцы, которым включали произведения великого композитора, лучше справлялись с тестами на пространственное мышление. Сами авторы работы не давали этому явлению громких названий. Об «эффекте Моцарта» заговорили, когда новая гипотеза стала популярной за пределами научного сообщества и породила множество обобщений.

Например, СМИ нередко писали, что классика положительно влияет на интеллект в целом, особенно у детей. Считалось, что шедевры золотого века музыки не только улучшают определенные навыки (то же пространственное мышление), но и повышают IQ. В 1998 году губернатор Джорджии даже предложил выделить более 100 тысяч долларов из бюджета штата, чтобы обеспечить записями классической музыки каждую семью, где появился новорожденный. Свое выступление политик сопроводил «Одой к радости» Бетховена — впрочем, это не помогло ему убедить аудиторию.

Постепенно вокруг предполагаемого эффекта выросла целая индустрия. Само словосочетание Mozart effect зарегистрировано как торговая марка, под ней продается множество музыкальных сборников. По словам их создателей, эти подборки решают целый ряд проблем: помогают сконцентрироваться, улучшают память, а у детей развивают речь, пространственное мышление и эмоциональный интеллект. Звучит заманчиво, но можно ли доверять этим обещаниям?

Виктория Уильямсон, психолог из Шеффилдского университета в Великобритании, , что прослушивание классики — далеко не суперсредство для развития мозга

Она обращает внимание на то, о чем говорили и сами авторы оригинального исследования: интеллектуальный подъем после прослушивания классики длится не дольше 15 минут — но когда представление об «эффекте Моцарта» ушло в массы, об этом стали вспоминать все реже. Позже похожие результаты и другие ученые

Музыка и правда улучшала определенные навыки, но лишь ненадолго.

Допустим, надолго повысить IQ с помощью фортепианных концертов не выйдет. Но как объяснить то, что в первые минуты после прослушивания человек показывает лучший результат? Авторы первой статьи предполагали, что дело в композиторском даре Моцарта и сложности его музыки: возможно, замысловатые переплетения мелодических линий каким-то образом стимулируют мышление и делают нас креативнее. Но современные исследователи, в том числе Виктория Уильямсон, считают, что все намного проще.

Музыкальные рецепты

Учеными было проведено огромное количество испытаний и исследований, после которых они пришли к выводу, что некоторые мелодии действительно имеют сильные терапевтические эффекты.

Для лечения курения и алкоголизма в совокупности с иглоукалыванием и гипнозом может помочь «Лунная соната» Бетховена, «Аве Мария» Шуберта, «Метель» Свиридова и «Лебедь» Сен-Санса.

Еще существует музыка для лечения нервов, а именно произведения Пахмутовой, Чайковского и Таривердиева. Для того чтобы убрать последствия стресса и сконцентрироваться на определенном задании, уединиться и создать ощущение свободного пространства, подойдут шедевры таких композиторов, как Шуман, Чайковский, Лист и Шуберт. Язву желудка может победить «Вальс цветов». Для того чтобы побороть утомляемость, рекомендуются к прослушиванию «Времена года» Чайковского и «Утро» Грина. Для избавления от раздражения и поднятия настроения поможет джаз, диксиленд, блюз, регги и калипсо, эти все жанры берут свое начало от темпераментной африканской мелодии.

Также существует музыка в системе лечения психически больных людей, она помогает полностью расслабиться и расставить все мысли правильно, а именно «Вальс» от Шостаковича из кинофильма «Овод», романс из гармоничных картинок к повести Пушкина «Метель» Свиридова и творение «Мужчина и женщина» Лея. Сердечную активность и кровяное давление восстанавливает «Свадебный марш» от Мендельсона. Для профилактики гастрита подойдет «Соната № 7» Бетховена. Головную боль снимет «Пер Гюнт» Грига и полонез Огинского.

Японские врачи утверждают, что существует музыка для лечения суставов, к которой они относят «Юморески» Дворжака и «Весеннюю песню» Мендельсона.Развитию интеллекта деток способствует прослушивание Моцарта.

Лечение музыкой — миф или реальность?

Достаточно давно идут споры ученых на тему о том, как могут помочь и как влияют звуки на мозг человека. Чаще всего на сеансах используются произведения Моцарта, даже есть такая специальная терапия, которая пока еще до конца не исследована.

Длительное время научные работники занимаются разработкой этого проекта. Изначально подопытными были крысы. Животные отправлялись в лабиринт, и доктора смотрели, сколько времени им понадобится, чтобы найти выход. После этого их делили на несколько групп, поселяли в отдельные камеры и включали музыку. Для одних проигрывалась классика, а для других — разнообразные громкие звуки. После того как проходило несколько недель, грызунов снова отправляли на беговые дорожки. Крысы, которым включали Моцарта, намного быстрее нашли выход, чем в первый раз, а другие искали заветный белый свет на треть дольше. Из этого можно сделать вывод, что приятные звуки воздействуют на части мозга, которые отвечают за интеллект.

Дальнейшие опыты показали, что разнообразные композиции также влияют и на людей, причем даже сильнее. В момент прослушивания изначально возбуждается слуховой центр, затем импульсы переходят на участок мозга, который отвечает за эмоции. После этого, в случае когда произведение пришло по вкусу, нервная система возбуждается, а если нет, то блокируется.

Учеными были исследованы разные жанры. Выявлено, что подсознанием намного лучше воспринимается классическая и успокаивающая музыка, чем громыхающая. Было заявлено, что позитивные и легкие мелодии полезно слушать как беременным женщинам, так и маленьким детям.

Существует утверждение: если двум ребятишкам с одинаковым интеллектом выдать для решения одну и ту же задачу, и в этот момент первый будет сидеть в тишине, а второй слушать спокойную композицию, то «меломан» справится намного быстрее.

Поэтому в наши дни лечение классической музыкой различных заболеваний все чаще и чаще используется медиками. Полностью здоровые люди должны слушать приятные звуки, если хотят оставаться такими же.

Песенка для излечения

Человеческий голос – уникальный звуковой инструмент. Наука установила, что слова или звуки, которые мы произносим, обладают определённым терапевтическим эффектом. Всем известна фраза: «слово лечит». Голосовые связки – доступный каждому, способный исцелить от различных недугов инструмент. Во время пения всего лишь 20% звуковых колебаний уходит в пространство, а 80% сохраняются внутри нас, создавая резонансные колебания внутренних органов. Этот принцип широко используется в терапии, занимающейся вокалом. Правильная постановка певческих навыков даёт возможность находить те самые комфортные и необходимые организму звуки.

Зачастую каждый из нас прибегает к вокалотерапии, не подозревая об этом. Внезапно изданный крик при острой боли или стон – это изданный звук защитной реакции любого живого организма, снижающий болевой синдром.

Исследования в этой области пришли к интересным выводам. Стон приводят к активности определённые участки мозга и блокируют работу других. Во время стона человека в его кровь выбрасывается эндорфин, способный блокировать боль, порой, даже эффективнее морфия. В момент ощущения боли, причиняющей вам неудобства, не обязательно сразу использовать обезболивание, иногда достаточно позволить себе тихонько немного постонать.

Мнение о вокалотерапии, как обмане было развенчано и научно обоснованно в начале 19 века создателем направления рефлексологии В. Бехтеревым. Он выступил инициатором создания комитета для изучения эффектов терапии, получаемых от звуковых эффектов. В группу медиков входили и музыканты. Экспериментальным способом было подтверждено благотворное воздействие музыки на человека. Особо явные результаты были видны на улучшении сердечно-сосудистой деятельности, работы дыхательной и нервной системы и даже на опорно-двигательные возможности.

Выяснилось, что способностью к музыкальному восприятию несёт ответственность та часть полушария мозга, которая так же ответственна за процессы, происходящие в бессознательном режиме: сердцебиение и процесс дыхания.

Современная медицина использует вокалотерапию при излечении психических расстройств. При апатии, разного вида депрессий и некоторых неврозов, а так же шизофрении музыка снимает нежелательные проявления этих заболеваний.

Певческие навыки работают при лечении органов дыхания, способствуют развитию и восстановлению лёгочной ткани и увеличению объёма лёгких.

Воспользоваться вокалотерапией может любой человек. Для этого вовсе не нужно иметь особые слуховые данные и красивый, бархатный голос. Достаточно знать, какие звуки и как воздействуют на органы человека, чтобы «сочинить» песенку, обладающую лечебным эффектом конкретно для вашего организма.

Такую песенку необходимо петь в удобной, свободной позе

Руки расслабить и сосредоточить внимание на тех органах, которые причиняют беспокойство. Эти звуки нужно издавать на выдохе, не напрягая голосовые связки 10/12 раз после кратких пауз

  • Звук гласной буквы «А» способен стимулировать работу сердечной мышцы, снимать спазмы и излечивать заболевания желчного пузыря.
  • Звук «Е» спетый в высоком регистре воздействует на щитовидку и трахеи.
  • Спетая буква «И» оказывает благотворное воздействие на зрение и сердце. Способствует активизации мозговой деятельности, очищает внутреннюю полость носа, стимулирует функционирование кишечника.
  • Звук «О» соотносится с позвоночником, сердцем и поджелудочной железой.
  • Звук «У» помогает выровнять дыхание и излечить почки и мочеполовую систему, репродуктивные органы.
  • Звук «Ы» оказывает положительный эффект на органы слуха и дыхания.
  • «Э» активизирует работу отделов головного мозга, а «Ю» способна снять боль и улучшить работу почек и мочевыводящих органов.

Обнуление стресса

Обнуление стресса – это еще одна возможность терапии при помощи классической музыки, поскольку она способствует снятию нервного перевозбуждения. После обнаружения подобных способностей музыкальная терапия начала тестироваться во многих направлениях медицины, в частности, ее использовали для снижения основной симптоматики при следующих заболеваниях:

  • болезнь Альцгеймера;
  • склонность к эпилептическим припадкам;
  • неврозы и прочие состояния подобного типа.

Естественно, никто из специалистов не считает, что эффект Моцарт способен избавить человека от тяжелого заболевания, но некоторое улучшение состояния пациента наблюдается. Как уже упоминалось, произведения Моцарта помогали людям, склонным к эпилептическим припадкам, что происходило благодаря заметному понижению активности в ряде участков головного мозга, затронутых патологическими процессами. Подобные исследования носят объективный характер, поскольку их проведением занимался не один врач, а целая коллегия специалистов, что было направлено, в том числе и на повышение безопасности жизни и здоровья пациентов, принимавших участие в эксперименте на добровольных основаниях.

Особую популярность музыка Моцарта обрела в психотерапевтических практиках, его музыкальные произведения зачастую включаются перед проведением сеансом. Это способствует расслаблению сознания, что положительно сказывается на памяти и помогает вспоминать определенные события из прошлого. К тому же, ежедневное прослушивание классической музыки очень хорошо укрепляет центральную нервную систему. У ряда пациентов можно было наблюдать полное избавление от имеющихся фобий, ранее носивших навязчивый характер.

Добровольцами становились не только обычные люди, но и многие знаменитости. Например, врач-отоларинголог Томатис при помощи музыкальной терапии избавил французского актера Жерара Депардье от имевшихся дефектов речи: данная история была официально им подтверждена. Для излечения от заиканья Депардье ежесуточно по несколько часов слушал музыкальные произведения Моцарта, продолжительность терапии составляла один месяц, после чего его речь стала абсолютно нормальной.

Оцените статью
Добавить комментарий