Депрессия у детей

Переходный возраст

Что такое переходный возраст? К 13–16 годам наши врожденные свойства уже получают максимальное развитие, и человек готов вступить во взрослую жизнь. Что значит — быть взрослым? Это значит вносить свой вклад в жизнь общества, реализовывать свои таланты на благо других.

Дети созревают и выталкиваются из системы безопасности родительской семьи. Есть отличия в переживании подросткового возраста мальчиками и девочками. Именно на этом этапе психосексуального развития гендерные роли разделяются. Мальчики, повторяя многотысячелетний опыт наших предков, группируются в стайки — модели древней человеческой стаи, которая обеспечивала коллективную систему защищенности и безопасности для всех особей. Девочки-подростки, как и наши прародительницы, стремятся понравиться мальчикам. Древняя самка получала необходимые для выживания защищенность, безопасность и алиментацию от самца, и это по сей день является корнем женской психики.

Переходный возраст — период пробы реализации наработанных свойств. Не всегда он проходит легко

Важно отличать связанные с этим периодом смены состояний, через которые проходим мы все, от симптомов депрессии у подростков

Предотвратить непоправимое

Ответственность за жизнь детей лежит на нас. Чтобы не случилось самое страшное, мы обязаны детей защищать. Самоубийцами не рождаются. Каждый детский суицид — это следствие наших неправильных действий, недосмотра или незнания.

Эти трагедии можно предотвратить, если понимать не только детей, но и самих себя. Находясь в реализованном, сбалансированном состоянии, осознавая психику — свою и ребенка, — мы можем передать детям чувство защищенности и безопасности. Мы знаем, как вести себя, чтобы не вызвать затаенную обиду или не усилить чувство одиночества и беззащитности у тех, чья защита — наш природный долг.

Мы можем приобщить детей к пониманию себя и других, и они не впадут в депрессию и не будут чувствовать себя жертвами, неосознанно вызывая в свою сторону агрессию.

Идеальный психоанализ через устное слово мы получаем на тренинге «Системно-векторная психология». Юрий Бурлан точнейшим образом раскрывает наши свойства и состояния в их причинно-следственных связях. Мы начинаем осознавать то, из чего состоим, то, что нами живет. Изучая строение коллективной человеческой души, мы понимаем свои особенности, их смысл и смысл отличий между нами. Возникает внутренний ответ на главный вопрос: «Кто я?» Системное мышление открывает возможности максимальной реализации врожденных свойств для любого человека. Для звуковика же это может стать настоящим спасением: с одной стороны, раскрытие скрытого и есть его видовая роль, с другой — навык системного мышления приводит к привычке сосредотачиваться наружу, а это самый прямой путь из депрессии и первое средство ее профилактики.

Авторы Светлана Рычина, Оксана Агаджанова Реактор Тамара Ткаченко Корректор Наталья Коновалова

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»

Симптомы детской депрессии

Признаки депрессии у детей выявить сложно, поскольку они могут быть хорошо замаскированы. Маленькие дети еще не могут осознавать, что с ними происходит, почему у них портится настроение и, соответственно, не могут на это пожаловаться. Определить наличие депрессии можно по соматическим симптомам и по явно проявляющей себя тревожности.

Соматические признаки не заметить трудно. Ребенок может начать резко терять в весе, пропадает аппетит и сильно нарушается сон, наблюдается запор или диарея, малыш может жаловаться на различные боли в области головы, живота, различных мышц и суставов, сильно учащается сердцебиение. Если ребенок уже ходит в детский сад, то он может жаловаться на постоянную усталость, изъявлять желание отдохнуть, поспать

Школьники начинают симулировать различные заболевания, чтобы привлечь к себе внимание

Что касается эмоционального состояния, то здесь, безусловно, проявляется тревожность. Ребенок весь день пребывает в напряжении, а ближе к вечеру все его страхи начинают усиливаться и достигают своего апогея ночью. Объяснить появление тревоги практически невозможно, поскольку даже сам ребенок не знает причины. Совсем маленькие детки очень много кричат и начинают плакать по любому поводу, особенно сильно их расстраивает уход мамы или же смена привычной обстановки, появление новых людей.

Могут возникнуть серьезные проблемы с адаптацией в детском саду и проблема эта довольно распространенная. Поскольку они думают, что мама отвела их туда навсегда и больше никогда не заберет. Но даже, когда они начинают понимать, что остаются здесь лишь на некоторое время, появляется новый страх, что мама просто забудет забрать его сегодня. С возрастом страхи не проходят, а лишь усиливаются, поскольку ребенок растет и его воображение начинает работать быстрее. Он начинает задумываться о смерти родителей, войне или о несчастных случаях. Именно в такие периоды развиваются фобии, которые потом преследуют человека на протяжении всей жизни. Таковым может быть портрет ребенка с тоскливой депрессией.

У школьников дела обстоят еще сложнее, поскольку они начинают терять интерес к жизни. Пропадает желание учиться, ходить в школу, общаться со сверстниками на уроках и во дворе. Они все чаще жалуются на скуку. Ребенок начинает чаще плакать, может нагрубить родителям и просто знакомым. На фоне всего этого можно наблюдать школьную дезадаптацию, когда у детей просто нет желания посещать учебное учреждение или учить уроки. Отсюда выплывает плохая успеваемость, проблемы в общении с одноклассниками.

Признаки депрессии у детей

Наблюдать признаки депрессии можно и у совсем маленьких детей, задолго до того, как они смогут заговорить о чувстве вины.

Симптомы глубокой депрессии могут проявляться у младенцев, разлученных с матерями из-за госпитализации или из-за переезда, уже между тремя и шестью месяцами их жизни.

В наши дни это уже принимается во внимание, и лучшие неонаталогические службы стараются избежать необходимости оторвать ребенка от матери и всячески способствуют тому, чтобы сохранялась связь между малышом и его родителями. Заметим, однако, что на самом-то деле депрессию вызывает не сама по себе разлука, а потеря надежды вновь обрести утерянную связь

Следовательно, для того чтобы у ребенка сформировалась депрессия, он должен быть разлучен с тем из родителей, с кем у него особенно прочная связь, на достаточно долгое время. Первая реакция на разлуку — не возникновение депрессии, а протест! И стало быть, следует отметить, что депрессия у самых маленьких всегда связана с внешними факторами: младенцы весьма чувствительны к разрыву связей и пробелам в непрерывности отношений

Заметим, однако, что на самом-то деле депрессию вызывает не сама по себе разлука, а потеря надежды вновь обрести утерянную связь. Следовательно, для того чтобы у ребенка сформировалась депрессия, он должен быть разлучен с тем из родителей, с кем у него особенно прочная связь, на достаточно долгое время. Первая реакция на разлуку — не возникновение депрессии, а протест! И стало быть, следует отметить, что депрессия у самых маленьких всегда связана с внешними факторами: младенцы весьма чувствительны к разрыву связей и пробелам в непрерывности отношений.

У пятилетнего ребенка и детей старше пяти лет депрессия постепенно принимает различные формы. По мере роста ребенка обнаруживается все более тесная связь депрессии прежде всего с внутренними конфликтами, хотя и внешние факторы по-прежнему играют важную роль.

Нужно всегда помнить, что депрессия у маленького ребенка — от шести месяцев до пяти лет — сильно отличается от той, какой она бывает у детей постарше и взрослых.

Несколько симптомов депрессии у младенца

— У младенца депрессия выражается, в первую очередь, в психомоторной заторможенности: глаза крохи широко открыты, но в них застыла печаль; взгляд внимательный. По этим признакам легко отличить клиническую депрессию от раннего детского аутизма, пусть даже ребенок и запаздывает в плане общения.

— Младенец, страдающий депрессией, общается меньше, чем здоровый: он не так активен, устанавливая отношения с взрослыми, которые за ним ухаживают.

— У малыша могут также наблюдаться расстройства сна, питания — вплоть до полного отказа от пищи, задержки в развитии, отставание в речи.

С полутора до трех лет

— Наблюдается та же симптоматика, что у младенцев, сопровождающаяся апатией и отсутствием интереса к игре.

— Заболевание часто бывает связано с травмирующими событиями или стрессами: депрессию у ребенка может вызвать, например, болезнь или госпитализация, даже при том, что вы будете рядом с ним.

— Депрессия в этом возрасте приводит к задержке развития, но если депрессия длится недолго, то и развитие задерживается ненадолго.

— В таких случаях рекомендуется прибегать к психологической помощи, не дожидаясь конца болезни или госпитализации,  если то или другое должно продолжаться. Решающее значение в подобных ситуациях имеет продолжительность стресса.

Причины депрессии у ребенка

Депрессия у ребенка не возникает просто так, как могут подумать некоторые родители. У каждого состояния есть причины появления. Рассмотрим их в отношении депрессии:

  • Семейные проблемы: неполная семья, конфликты, неблагоприятный климат, гиперопека родителей, полное отсутствие поддержки, полового воспитания. Ребенок может выражать взрослую позицию, однако продолжает оставаться зависимым от отношений с родителями. В некоторых случаях он может ощущать, что не может поделиться своими проблемами. При гиперопеке ребенок не способен приспособиться к реальной жизни.
  • Заболевания генетические и врожденные. Нередко проблемы с дыхательной системой, наличием инфекционных болезней и в работе головного мозга приводят к развитию депрессии.
  • Переходный возраст, который славится своим гормональным бумом. Меняется тело, функции организма, а также поведение. Если подросток не может наладить общение с теми детьми, которые ему интересны, тогда возникают мысли о собственной ущербности.
  • Отсутствие друзей, что может быть связано с частой сменой жительства.
  • Неуспешность в учебе.
  • Компьютерная зависимость, которая лишает детей желания общаться реально и заставляет суживать круг своих интересов до виртуального мира.

Также следует отметить такие частые явления, как сезонная депрессия и постоянные стрессы, которые могут возникать на пути ребенка и с которыми он не будет способен справиться. Нарастающее напряжение может привести к углублению состояния.

Другими причинами депрессии можно назвать:

  1. Чувство беспомощности и бессилия перед трудностями.
  2. Крушение иллюзий и идеалов.
  3. Перенапряжение.
  4. Психическая травма.
  5. Физиологические нарушения в виде имеющихся болезней.

У 50% детей есть родители, которые также страдают затяжными депрессиями.

Как вылечить ребенка от депрессии?

Не лечите депрессию сами

Депрессия — это очень серьезная проблема. Особенно когда она захватила сознание маленького ребенка. Мы не рекомендуем лечить чадо самостоятельно. Вместо этого сходите с ним к квалифицированному доктору.

Психолог побеседует с вашим малышом. Сравнит имеющиеся у него симптомы с признаками депрессии. И сможет примерно определить, есть ли у чада это состояние. После этого психолог даст вам направление к психиатру. Тот проведет более глубокое обследование. И скажет наверняка, есть у ребенка депрессия или нет.

Затем, психиатр выпишет чаду таблетки для избавления от нее. Или же проведет несколько сеансов, на которых попытается в форме диалога вывести ребенка из депрессии.

Уделяйте своему ребенку много внимания

Депрессия появляется, в основном, у тех детей, которым родители не уделяют внимания. Чтобы у вашего ребенка не было подобного состояния, проводите с ним время:

  1. Расспрашивайте его о том, как прошел его день.
  2. Обнимайте, целуйте.
  3. Говорите комплименты.
  4. Ходите на прогулки в город.
  5. Водите ребенка в кино, в различные развлекательные центры.
  6. Покупайте ребенку новую одежду.
  7. Часто дотрагивайтесь до ребенка. Берите его за руку.

Постарайтесь не делать резких изменений в жизни ребенка

Чаще всего депрессию вызывают резкие изменения в жизни ребенка. Например, смена места жительства. Перевод в другую школу/детский сад. Переезд в другой район. И так далее.

Постарайтесь не делать подобные резкие изменения. Если же обойтись без них невозможно, то проведите с ребенком беседу. Морально подготовьте его к будущим изменениям в жизни:

  1. Попросите ребенка высказаться по поводу того, что он думает на этот счет.
  2. Объясните ребенку, почему вы решили резко внести изменения в определенный аспект жизни.
  3. Скажите ребенку, что сами не хотите делать этого, но, к сожалению, по-другому поступить не получится.
  4. Подбодрите ребенка. Скажите, что вы всегда будете рядом с ним. И всегда поддержите его в любой ситуации.

Вне зависимости от того, какие изменения в жизни вы собираетесь совершить, общайтесь с ребенком. Показывайте, что вы готовы к ним. И что вы поможете всем членам семьи справиться с этой ситуацией.

Если ребенок увидит вашу уверенность, то он больше не будет бояться. Он доверится вам. И сможет с легкостью смириться с любыми изменениями в жизни. При этом, не будет пребывать в депрессии.

К каким докторам следует обращаться если у Вас Депрессия у детей:

Психолог

Психиатр

Психотерапевт

Вас что-то беспокоит? Вы хотите узнать более детальную информацию о Депрессии у детей, ее причинах, симптомах, методах лечения и профилактики, ходе течения болезни и соблюдении диеты после нее? Или же Вам необходим осмотр? Вы можете записаться на прием к доктору – клиника Eurolab всегда к Вашим услугам! Лучшие врачи осмотрят Вас, изучат внешние признаки и помогут определить болезнь по симптомам, проконсультируют Вас и окажут необходимую помощь и поставят диагноз. Вы также можете вызвать врача на дом. Клиника Eurolab открыта для Вас круглосуточно.

Как обратиться в клинику:
Телефон нашей клиники в Киеве: (+38 044) 206-20-00 (многоканальный). Секретарь клиники подберет Вам удобный день и час визита к врачу. Наши координаты и схема проезда указаны здесь. Посмотрите детальнее о всех услугах клиники на ее персональной странице.

Дошкольный возраст: от 3 до 6-7 лет

Ребенок растет, и психика его усложняется, на нее оказывает воздействие все большее количество факторов – семейная атмосфера, первый опыт социализации (поход в детские дошкольные учреждения), лавинообразное развитие мышления и речи, которое происходит в этот период. И сами признаки (симптомы) заболевания в этом возрасте уже выглядят иначе, очень часто проявляются соматически (через различные недомогания). По ребенку уже можно понять его настроение, и хотя он сам еще этого не осознает, но внимательные родители могут замечать нарушения в этой области.

В дошкольном возрасте, депрессия у ребенка проявляется через такие симптомы:

  • нарушение двигательной активности, сниженный тонус, недостаток энергии, потеря интереса к любимым играм и занятиям;
  • стремление к уединению, избегание контактов;
  • печаль, ребенок пока осознает это как «скучно и хочется плакать»;
  • страхи темноты, одиночества, смерти;
  • скупая мимика, тихий голос, «старческая походка»;
  • разнообразные соматические недомогания (боли в животе, расстройство желудка, ломота в теле, головные боли).

Что касается причин заболевания, важно понимать, что они могут накапливаться постепенно. Да, в дошкольном возрасте вступают в силу психологические и социальные причины стресса

Но это не значит, что ребенок в этом возрасте может заполучить депрессию только на этой почве (например, после развода родителей). Вполне возможно, что биологическая причина депрессии была и раньше (например, перинатальные нарушения), но организм ребенка справлялся с ней на ранних этапах. А после добавления еще и психологических причин – стартовало развитие депрессии. Поэтому важно проводить качественную диагностику и обязательно пройти обследование у невропатолога при депрессии у ребенка любого возраста.

Таким образом, в дошкольном возрасте, помимо тех причин, что вызывают депрессию до 3 лет, заболевание может быть вызвано еще и такими:

  1. Психологические причины. Основополагающая из них именно в этом возрасте – семейная атмосфера, стиль воспитания. Ребенок, растущий в гармоничной атмосфере при эффективной воспитательной модели, получает своего рода иммунитет к любым невротическим нарушениям. Родители закладывают ему базу спокойствия и уверенности в себе, он куда меньше подвержен стрессам. Другое дело – если в семье скандалы, родители на грани развода, а ребенка воспитывают с помощью крика и физической силы. Такая обстановка приводит к невротизации даже самого неврологически устойчивого организма.
  2. Социальные причины. Ребенок вступает в период формирования социальных отношений, начинает посещать детский коллектив, испытывает конфликт между своими желаниями и необходимостью учитывать желания и требования окружающих.

Если симптомы депрессии проявились у ребенка в возрасте от 3 до 6-7 лет, необходимы консультации и совместная помощь целого ряда специалистов:

  1. Консультация педиатра – для общего осмотра и стандартных обследований и анализов.
  2. Консультации профильных специалистов, исходя из физических симптомов недуга (например, если ребенок жалуется на боли в желудке – необходима консультация детского гастроэнтеролога). Это необходимо чтобы исключить наличие действительно серьезных соматических болезней.
  3. Консультация детского невропатолога – чтобы определить есть ли биологические причины для развития болезни, нормально ли развиты и функционируют мозг и нервная система ребенка.
  4. При исключении других нарушений, и постановке диагноза «депрессия» – лечение у детского психотерапевта.

Ключевую роль в этой возрастной группе имеет сотрудничество семьи с детским или семейным психологом (психотерапевтом). Создание благоприятного психоклимата в семье и гармоничная модель воспитания способны разрешить львиную долю невротических проблем у ребенка дошкольного возраста.

Перечень специалистов, чья консультация может потребоваться, аналогичен предыдущей возрастной группе.

Рассказывают мамы

Вот несколько историй из жизни (имена мам и детей изменены). Во всех случаях диагноз «депрессия» был поставлен врачом.

Елизавета, мама Егора: «Все началось в пятом классе. Похоже, ему было трудно справляться с новыми требованиями в школе. Он говорил, что не хочет в школу, не пойдет, что у него болит живот. Несколько раз его рвало перед школой. Потом он стал говорить, что у него не ходят ноги. Мне вообще стало казаться, что это чужой, незнакомый ребенок: мой никогда не хлопал дверями, не орал истерично. Разговоры с ним превратились в хождение по минному полю: никогда не знаешь, на что среагирует и где взорвется. Он стал плохо засыпать по ночам, плакал, кричал, что не выспится, что утром не сможет пойти в школу, от этого совсем перестал спать. У него все время болела голова, начались тяжелые мигрени.

Учиться почти перестал – посыпались двойки и тройки по всем предметам, одна тетрадь для всех уроков, домашнюю работу не делал, после школы болтался с друзьями по чужим дворам. Подруги говорили – может, у него подростковый возраст начался? Но какой подростковый возраст у маленького десятилетки?

Потом стало совсем страшно: он начал говорить про бессмысленность жизни, про то, что не хочет жить, что все кругом – только сон…

Ничего не делал, сидел дома и катал свои машинки, в которые любил играть, когда ему было года два. Отказывался мыться, стричься, чистить зубы, причесываться, менять одежду. Жаловался, что не может читать – буквы не складываются в слова, не понимает смысла прочитанного, не может решить задачу, потому что не понимает, о чем она. Вот только тут я поняла, что с ним – и побежала с ним к врачу».

Татьяна, мама Антона: «Двое одноклассников Антона издевались над ним прямо на переменах в коридоре, под носом у учительницы, унижали его. А у него в это время было еще обострение бронхиальной астмы. В результате – полная потеря работоспособности, утрата всех школьных навыков, сильная утомляемость, сонливость и вместе с тем, очень плохой сон; заметное снижение самооценки, страхи, несколько раз писался ночью.

Обострение астмы долго не могла купировать, присоединилась инфекция, в результате пневмония. Я предположила депрессию, пошла с ним к клиническому психологу и неврологу. Первая взяла его на занятия, вторая назначила лечение. Оно помогло, его отпустило, но восстанавливался потом еще два года с лишним, да и до сих пор аукается это все неуверенностью в себе».

Галина, мама Сережи: «Все началось в четвертом классе, осенью. Дети со сложностями в общении к этому, наверное, в принципе склонны.

В разговорах перед сном он стал высказывать страхи за свою жизнь и особенно за мою. Был глобальный страх смерти. Он плакал

Учительница в школе обратила внимание на резкий спад успеваемости и ухудшение поведения

Нужно было что-то делать, чтобы помочь ребенку. У врача все и выяснилось. Лечение помогло быстро, и на этом все кончилось. Возможно, потому, как сказала врач, что мы поймали депрессию на самой начальной стадии».

Марина, мама Германа: «Сыну исполнилось 13, он пошел в седьмой класс. Почти одновременно из семьи ушел отец и умерла бабушка, которую сын очень любил. Сын лежал на диване в обнимку с кошкой и ничего не делал. Строил домики из подушек и одеял. Пропал аппетит. Появились головокружения, предобморочные состояния.

Сын стал уходить из школы после двух-трех уроков. Уроки не учил вовсе, причем объяснял это ленью, отсутствием силы воли: «Хочу, буду, собираюсь – но завтра, сегодня не могу». Потом тяжело заболела я. Пока я лежала в больнице, сын жил у родственников, отказывался мыться, чистить зубы, прогуливал школу, лежал в постели, оборвал все социальные контакты. Лечение назначили, но оно не очень помогло, хотя восстановили сон и аппетит. Целый учебный год пропал. Сейчас он учится на дому, приходят учителя, но больше 40 минут нелюбимыми предметами заниматься не может, сразу головные боли и дурнота».

Диагностика

Давайте выясним, когда у ребенка депрессия, что делать маме и к какому врачу идти. Диагностику проводит сразу несколько специалистов: педиатр, психиатр и детский невролог. Пока ребенку не исполнилось четырех лет, используют метод исключения, проверяют наследственность пациента, состояние его ЦНС. В старшем возрасте врачей уже будет интересовать эмоциональное состояние ребенка, специалисты будут выявлять социальные причины, которые могли подобным образом повлиять на состояние малыша. Есть целый свод мероприятий, после проведения которых можно точно установить диагноз:

  1. Консультация у педиатра. Специалист должен провести полный осмотр пациента и поговорить с родителями, после чего ребенок сдает все анализы, чтобы исключить соматические заболевания.
  2. Обращение к узким специалистам. Если со своей стороны педиатр не видит никаких нарушений, то ребенок отправляется к другим специалистам, чтобы хирург, дерматолог и другие доктора, могли полностью исключить соматические заболевания.
  3. Консультация невролога. Этот специалист также проводит полный осмотр и назначает несколько исследований: УЗИ, МРТ головного мозга, ЭЭГ. По результатам этих анализов можно будет установить биологическую основу появившейся депрессии.
  4. Консультация психиатра. Только после исключения всех соматических расстройств, пациент может отправиться к психиатру, который будет исследовать поведение ребенка, оценит его эмоциональные реакции. Его задача — выяснить психологические причины депрессии и на основе своих наблюдений, а также на основе заключение невролога и педиатра установить точный диагноз.
  5. Клинический психолог. Последним с ребенком работает психолог. Когда малышу уже исполнилось четыре года, можно смело применять различные тесты и методики. Особенно эффективными в данном случае считаются рисуночные тесты, с помощью которых можно интерпретировать образный материал. Чаще всего психологи используют такие тесты как: «Дом. Дерево. Человек.», «Несуществующее животное», «Моя семья», тест Розенцвейга.

Причины депрессивного состояния у современной молодежи

Психолог Джин Твендж провела сравнительный анализ подростков в 80-х годов и 2010-х. Выяснилось, что у подростков 2010-х годов на 38% хуже память и на 78% чаще бывают бессонницы. Это признаки депрессивного состояния, которое не всегда можно отследить за собой.

Современная молодежь больше подвержена тяжелым психологическим состояниям, чем старшее поколение. Это может быть связано с различными факторами

Главное — не нужно путать попытку привлечь внимание с настоящей депрессией

Нельзя безразлично и с насмешками относиться к тем людям, которые по-настоящему страдают депрессией. Это серьезное заболевание, которое нужно лечить.

Социальные сети и технологический прогресс

По проведенным исследованиям американских ученых можно сделать вывод, что чем большим количеством социальных сетей пользуется человек, тем депрессивнее он в итоге становится. Вся жизнь молодых людей проходит в телефоне. Общение в реальности сводится к минимуму. Это может приводить к чувству одиночества. Если вы активно пользуетесь смартфоном, то обязательно прочтите статью о том, как не испортить зрение.

Стремление к одиночеству

Стало модным стремление к независимости, самостоятельности и одиночеству. Саморазвитие и карьеризм не всегда несут позитивные последствия для здоровья. Это может привести к постоянному чувству одиночества и избеганию близости.

Молодежь стремится к свободным любовным отношениям, не гонится за созданием крепкой семьи, не создает тесные эмоциональные связи. Нужно брать пример с тех, кто возобновляет семейные традиции и умеет дружить. Раньше было не модно жить в одиночестве, сейчас все наоборот. В глобальном смысле люди стали бояться близости.

Жизнь в одиночестве может быть вполне счастливой, если человек стремится к этому не из страха близости, а из желания какое-то время уделить себе. Но в большинстве случаев одинокие люди несчастны, что приводит к тяжелому психологическому состоянию.

Современный темп жизни

Молодые люди сейчас стремятся делать все быстрее, бежать и пытаться угнаться за миром. Современные мегаполисы похожи на огромные муравейники, где каждый погружен в свои мысли и не замечает ничего вокруг. Все куда-то бегут, спешат, опаздывают, забывая о том, что жизнь проходит прямо в этот момент.

Человек хочет получить все как можно быстрее, сутками работает, изнашивает свой организм. В погоне за каким-то результатом можно упустить саму жизнь. Быстрый ритм жизни может способствовать постоянно повышенному уровню стресса в организме. У каждого свой темп, не нужно гнаться за толпой.

Депрессия стоит на третьем месте по распространенности среди заболеваний у молодежи. А суицид, как следствие депрессии, занимает третье место среди причин смерти. Депрессивное состояние представляет огромную опасность для здоровья и жизни

Чтобы вовремя диагностировать заболевание и обратиться за помощью, важно понимать его симптомы

Депрессии у подростков: проявление и лечение

Подростковые годы – одни из самых эмоциональных, когда школьник выходит из детского возраста, но не всегда знает, что значит быть взрослым.

Именно в это время, он подвержен различным влияниям, противоречиям, часто разочаровывается в жизненных ситуациях, друзьях, людях. Если дела в школе идут плохо, дома нет поддержки, то развивается депрессия у подростка.

Что делать при ее появлении, как вовремя распознать и провести необходимое лечение, будет рассмотрено в этой статье.

Депрессия: определения понятия

Депрессия – угнетенное состояние, характеризующееся упадком сил, равнодушием к общественной жизни, отказом от выполнения важных дел, поручений. Такое психологическое состояние считается заболеванием, которое необходимо лечить. Довольно часто человек не может самостоятельно выйти из депрессии, поэтому он нуждается в сторонней помощи.

Как и любое заболевание, депрессивное состояние имеет свои симптомы и причины возникновения. Подростки, как и взрослые люди, подвержены депрессии, которая нередко становится фактором психологической инвалидности или смертности

Поэтому так важно распознать это заболевание, чтобы вовремя помочь и вернуть школьнику радость жизни

Недооценивание и переоценка ситуации

Депрессивное состояние не всегда легко и просто распознать, однако не нужно впадать в крайности, которые заключаются в недооценивании или, наоборот, в переоценке происходящего.

Все подростки подвергаются психологическому стрессу, это нормальный процесс, имеющий те же признаки, что и депрессия. Однако он менее продолжительный, ребенок не закрывается в себе, легко идет на контакт.

В таком случае не надо переоценивать ситуацию и вести школьника к врачу, достаточно доверительной беседы дома. Здесь родителям можно рассказать о себе, как они переживали те или иные проблемы в этом возрасте.

Следовательно, важно правильно распознавать первых и вторых, оказывать им поддержку и, при необходимости, лечение. Таким образом, депрессивное состояние довольно часто встречается среди подростков, что объясняется их внутренними и внешними изменениями, когда дети не готовы принять новые правила, которые диктует взрослая жизнь, не могут понять установленные взаимоотношения между людьми, найти свое место в обществе

Развитие депрессии у подростков опасно для их психического здоровья и жизни, так как не оказанная вовремя помощь, родительская или медицинская, может спровоцировать суицид как единственный выход из сложившейся ситуации

Таким образом, депрессивное состояние довольно часто встречается среди подростков, что объясняется их внутренними и внешними изменениями, когда дети не готовы принять новые правила, которые диктует взрослая жизнь, не могут понять установленные взаимоотношения между людьми, найти свое место в обществе. Развитие депрессии у подростков опасно для их психического здоровья и жизни, так как не оказанная вовремя помощь, родительская или медицинская, может спровоцировать суицид как единственный выход из сложившейся ситуации.

Симптомы

Симптомами депрессии у маленьких детей считают:

  • чувство страха;
  • частый плач;
  • апатия;
  • рассеянное сознание.

В это время важно оказать необходимую помощь, которая позволит избежать серьезных проблем с психологическим здоровьем крохи.

В детском возрасте у пациентов отмечают присутствие болевого синдрома в разных частях тела. Это сопровождается нарушением сна и отдыха. Он становится встревоженным.

Эмоциональное состояние малыша начинает резко меняться. Подобные симптомы проявляются поздним вечером. Он начинает испытывать сильную тревогу, которая не имеет выраженной причины беспокойства. Она начинает усиливаться с каждой минутой и перерастает в осознанную истерику.

У школьников отмечают наличие следующих изменений в сознании. К ним относят:

  • замкнутость. Он перестает делиться своими мыслями и впечатлениями о проведённом дне;
  • отсутствие желания. Ребенок не хочет выполнять домашние задание, отказывается читать и писать;
  • он становится угрюмым и раздражительным. Малыш постоянно плачет и жалуется на своих сверстников.

Причины депрессии у детей

Развитию депрессивного состояния способствуют следующие факторы:

— семейный климат: конфликты в семье, неполная семья, сверхопека матерями, полное отсутствие родительской заботы, со стороны родителей отсутствие полового воспитания. Зачастую в неполных семьях дети не могут рассказать родителю о личных проблемах, это касается семей, где например, отец воспитывает дочь. Частые конфликты в семье наводят ребенка на мысли, что он является обузой и без него жилось бы легче. Наличие материнской сверхопеки не дает малышу возможности адаптироваться к обществу и окружающей среде и без отсутствия должной поддержки дети становятся беспомощными. Отсутствие полового воспитания может негативно отразиться на подростке, что приведет к замкнутости;

— патология в раннем неонатальном периоде: внутриматочная гипоксия плода, наличие энцефалопатии новорожденных, рождение детей с асфиксией, внутриутробные инфекции, приводящие к поражению головного мозга;

— структурная и гормональная перестройка организма в подростковый возраст (у девочек появление месячных, у мальчиков ночных поллюций); изменение формы тела, появление юношеских прыщей. Переизбыток гормонов делает детей более агрессивными, в среде подростков появляются лидеры, диктующие образ жизни. В случае не соответствия этому определенному образу, подросток выпадает из этой группы общения, что приводит его к отчуждению, а также появлению мыслей, что он не как все;

— частая смена места жительства не позволяет ребенку успевать заводить друзей, с которыми он проводил бы все свободное время и делился секретами;

— проблемы с учебой, а также отставание по школьной программе отдаляет от сверстников, делая в психическом плане уязвимым;

— достижения технологии – компьютеризация и интернет объединили целый мир, сузив его до монитора компьютера, что очень плохо отразилось на способности общаться.

Депрессия также может развиться по причине воздействия хронических или острых стрессов (тяжелая болезнь или смерть близких, распад семьи, конфликты со сверстниками, ссора с близкими людьми, и т.д.), а может возникнуть на фоне полного социального и физического благополучия, что, связывают с нарушениями протекания в головном мозге биохимических процессов. К таким депрессиям относят, например – осеннюю депрессию.

Среди других причин развития депрессии является крушение идеалов и иллюзий, чувство бессилия и беспомощности перед непреодолимыми трудностями.

Причинами депрессии могут быть сильная психическая травма, перенапряжение, нарушение метаболизма головного мозга, головные боли, неадекватное потребление сахаров, аллергии, заболевания желудка, щитовидной железы, нарушения питания, мононуклеоз. Почти у 50% детей, страдающих депрессиями, оба или один родитель имели повторяющиеся эпизоды депрессий.

Оцените статью
Добавить комментарий