Детская депрессия

Виды депрессии у подростков

Депрессия у подростков (признаки заболевания зависят от разновидности болезни) проявляется по-разному. Большое значение имеет вид психического расстройства. В подростковом возрасте чаще всего встречаются униполярные депрессии, которые можно еще назвать не осложненными.

Они составляют 90% всех недугов данного типа. Остальные 10% — это биполярные формы заболеваний, которые характеризуются склонностью подростка к маниакальному поведению. Ниже подробно описаны виды подростковых депрессий.

Вид психического расстройства Описание
Депрессивное состояние Классическое проявление депрессии, которое имеет стандартный набор симптомов. Без адекватного лечения способно переходить в осложненные формы.
Малая депрессия Поведение подростка выражается в резкой смене настроения, от веселого до очень подавленного. Для подтверждения диагноза достаточно обнаружить 2 основных признака болезни, которые сохраняются на протяжении 14 суток.
Атипичная Вместе с основными признаками депрессии, присутствует дополнительная специфическая симптоматика в виде повышенного аппетита, бессонницы, эмоциональной реактивности или сонливости.
Постнатальная Встречается у девушек подростков, которые в раннем возрасте стали матерями. Развивается в первые 6 мес. после родов. Поддается лечению лучше всех остальных разновидностей болезни.
Рекуррентная Отличается от прочих видов депрессии тем, что возникает у подростка не чаще 1-2 раза в месяц, а ее продолжительность не превышает 3 суток.
Дистимия Эту разновидность заболевания можно еще назвать легкой формой «хронической депрессии». Данный диагноз выставляется в тех случаях, когда подросток на протяжении не менее 2-х лет находится в подавленном состояние, настроение все время плохое, присутствуют постоянные жалобы на жизнь.

Наибольшей сложностью для детского врача психиатра является правильно определить конкретную разновидность депрессивного состояния ребенка. От этого зависит разработка дальнейшей схемы лечения, а также успешность терапевтического курса.

Симптомы детской депрессии

Признаки депрессии у детей выявить сложно, поскольку они могут быть хорошо замаскированы. Маленькие дети еще не могут осознавать, что с ними происходит, почему у них портится настроение и, соответственно, не могут на это пожаловаться. Определить наличие депрессии можно по соматическим симптомам и по явно проявляющей себя тревожности.

Соматические признаки не заметить трудно. Ребенок может начать резко терять в весе, пропадает аппетит и сильно нарушается сон, наблюдается запор или диарея, малыш может жаловаться на различные боли в области головы, живота, различных мышц и суставов, сильно учащается сердцебиение. Если ребенок уже ходит в детский сад, то он может жаловаться на постоянную усталость, изъявлять желание отдохнуть, поспать

Школьники начинают симулировать различные заболевания, чтобы привлечь к себе внимание

Что касается эмоционального состояния, то здесь, безусловно, проявляется тревожность. Ребенок весь день пребывает в напряжении, а ближе к вечеру все его страхи начинают усиливаться и достигают своего апогея ночью. Объяснить появление тревоги практически невозможно, поскольку даже сам ребенок не знает причины. Совсем маленькие детки очень много кричат и начинают плакать по любому поводу, особенно сильно их расстраивает уход мамы или же смена привычной обстановки, появление новых людей.

Могут возникнуть серьезные проблемы с адаптацией в детском саду и проблема эта довольно распространенная. Поскольку они думают, что мама отвела их туда навсегда и больше никогда не заберет. Но даже, когда они начинают понимать, что остаются здесь лишь на некоторое время, появляется новый страх, что мама просто забудет забрать его сегодня. С возрастом страхи не проходят, а лишь усиливаются, поскольку ребенок растет и его воображение начинает работать быстрее. Он начинает задумываться о смерти родителей, войне или о несчастных случаях. Именно в такие периоды развиваются фобии, которые потом преследуют человека на протяжении всей жизни. Таковым может быть портрет ребенка с тоскливой депрессией.

У школьников дела обстоят еще сложнее, поскольку они начинают терять интерес к жизни. Пропадает желание учиться, ходить в школу, общаться со сверстниками на уроках и во дворе. Они все чаще жалуются на скуку. Ребенок начинает чаще плакать, может нагрубить родителям и просто знакомым. На фоне всего этого можно наблюдать школьную дезадаптацию, когда у детей просто нет желания посещать учебное учреждение или учить уроки. Отсюда выплывает плохая успеваемость, проблемы в общении с одноклассниками.

Категория от 12-ти лет

Теперь мы перейдем к совершенно иной и самой непростой категории детей от 12-ти лет. В этот период начинает половое созревание подростка, а значит, возникает множество гормональных перепадов, которые провоцируют множество различных социальных проблем.

На этом этапе депрессия у детей и подростков может как появиться внезапно, так и стать продолжением более ранних, затяжных проблем с психикой.

На первое место у подростка встает самореализация своего «Я», возникает множество конфликтов с родителями, друзьями и учителями. Каждая проблема кажется нерешаемой и в прямом смысле смертельной. Именно поэтому данная подростковая группа наиболее склонна к суицидам.

Кроме того, у ребенка возникает повышенная потребность в самостоятельности, однако, им не меньше требуется внимания и понимания родителей, чего, увы, многие недополучают из-за занятости своих мам и пап.

Родители в этот возрастной период своего ребенка должны быть максимально внимательными. Зачастую подростки стараются спрятать свои душевные переживания и проблемы, потому обнаружение депрессии может быть проблематичным. А это ведет к более тяжелым последствиям.

Но ситуация может быть и иной. В своем поведении, манере общения, образе жизни подросток может прямо говорить о своем душевном состоянии. Порой плохое поведение в школе может быть прямым намеком на это. Поэтому, прежде чем наказывать ребенка, задумайтесь о возможных негативных причинах такого поведения.

Причины депрессии у детей

Развитию депрессивного состояния способствуют следующие факторы:

— семейный климат: конфликты в семье, неполная семья, сверхопека матерями, полное отсутствие родительской заботы, со стороны родителей отсутствие полового воспитания. Зачастую в неполных семьях дети не могут рассказать родителю о личных проблемах, это касается семей, где например, отец воспитывает дочь. Частые конфликты в семье наводят ребенка на мысли, что он является обузой и без него жилось бы легче. Наличие материнской сверхопеки не дает малышу возможности адаптироваться к обществу и окружающей среде и без отсутствия должной поддержки дети становятся беспомощными. Отсутствие полового воспитания может негативно отразиться на подростке, что приведет к замкнутости;

— патология в раннем неонатальном периоде: внутриматочная гипоксия плода, наличие энцефалопатии новорожденных, рождение детей с асфиксией, внутриутробные инфекции, приводящие к поражению головного мозга;

— структурная и гормональная перестройка организма в подростковый возраст (у девочек появление месячных, у мальчиков ночных поллюций); изменение формы тела, появление юношеских прыщей. Переизбыток гормонов делает детей более агрессивными, в среде подростков появляются лидеры, диктующие образ жизни. В случае не соответствия этому определенному образу, подросток выпадает из этой группы общения, что приводит его к отчуждению, а также появлению мыслей, что он не как все;

— частая смена места жительства не позволяет ребенку успевать заводить друзей, с которыми он проводил бы все свободное время и делился секретами;

— проблемы с учебой, а также отставание по школьной программе отдаляет от сверстников, делая в психическом плане уязвимым;

— достижения технологии – компьютеризация и интернет объединили целый мир, сузив его до монитора компьютера, что очень плохо отразилось на способности общаться.

Депрессия также может развиться по причине воздействия хронических или острых стрессов (тяжелая болезнь или смерть близких, распад семьи, конфликты со сверстниками, ссора с близкими людьми, и т.д.), а может возникнуть на фоне полного социального и физического благополучия, что, связывают с нарушениями протекания в головном мозге биохимических процессов. К таким депрессиям относят, например – осеннюю депрессию.

Среди других причин развития депрессии является крушение идеалов и иллюзий, чувство бессилия и беспомощности перед непреодолимыми трудностями.

Причинами депрессии могут быть сильная психическая травма, перенапряжение, нарушение метаболизма головного мозга, головные боли, неадекватное потребление сахаров, аллергии, заболевания желудка, щитовидной железы, нарушения питания, мононуклеоз. Почти у 50% детей, страдающих депрессиями, оба или один родитель имели повторяющиеся эпизоды депрессий.

Причины появления депрессии у подростков

Большинство разновидностей депрессивных состояний имеют общие причинные факторы возникновения. Это обусловлено особенностью физиологического и психического развития детей подросткового возраста.

Выделяют следующие причины возникновения болезни:

  • пережитая стрессовая ситуация, которая носила краткосрочный или длящийся характер (потеря близкого человека, сниженная самооценка, неудовлетворенность подростка своим социальным положением в коллективе, что в конечном итоге может стать причиной развития реактивной формы депрессии);
  • жестокое отношение со стороны сверстников и родителей, которые проявляют к подростку психологическое и физическое насилие;
  • особенности личности ребенка (например, склонность к перфекционизму, творческое начало, душевные порывы к прекрасному);
  • гормональные нарушения, связанные с неправильной работой щитовидной железы, либо других органов эндокринной системы, отвечающих за синтез мужских и женских гормонов;
  • продолжительный прием лекарственных препаратов, относящихся к фармакологической группе кортикостероидов, бензодиазепинов, леводопов;
  • атеросклероз магистральных сосудов, обеспечивающих кровеносное питание головному мозгу;
  • ранее перенесенная черепно-мозговая травма;
  • употребление наркотических средств, спиртных напитков, увлеченность азартными играми.

Депрессию у подростков могут вызвать сопутствующие заболевания психики, которые уже присутствуют у ребенка, но пока проявляются симптомами, перечисленными в разделах выше

Для успешного лечения очень важно изначально установить причину, которая послужила возникновением недуга, а также принять меры по ее устранению

Признаки депрессии у детей

Наблюдать признаки депрессии можно и у совсем маленьких детей, задолго до того, как они смогут заговорить о чувстве вины.

Симптомы глубокой депрессии могут проявляться у младенцев, разлученных с матерями из-за госпитализации или из-за переезда, уже между тремя и шестью месяцами их жизни.

В наши дни это уже принимается во внимание, и лучшие неонаталогические службы стараются избежать необходимости оторвать ребенка от матери и всячески способствуют тому, чтобы сохранялась связь между малышом и его родителями. Заметим, однако, что на самом-то деле депрессию вызывает не сама по себе разлука, а потеря надежды вновь обрести утерянную связь

Следовательно, для того чтобы у ребенка сформировалась депрессия, он должен быть разлучен с тем из родителей, с кем у него особенно прочная связь, на достаточно долгое время. Первая реакция на разлуку — не возникновение депрессии, а протест! И стало быть, следует отметить, что депрессия у самых маленьких всегда связана с внешними факторами: младенцы весьма чувствительны к разрыву связей и пробелам в непрерывности отношений

Заметим, однако, что на самом-то деле депрессию вызывает не сама по себе разлука, а потеря надежды вновь обрести утерянную связь. Следовательно, для того чтобы у ребенка сформировалась депрессия, он должен быть разлучен с тем из родителей, с кем у него особенно прочная связь, на достаточно долгое время. Первая реакция на разлуку — не возникновение депрессии, а протест! И стало быть, следует отметить, что депрессия у самых маленьких всегда связана с внешними факторами: младенцы весьма чувствительны к разрыву связей и пробелам в непрерывности отношений.

У пятилетнего ребенка и детей старше пяти лет депрессия постепенно принимает различные формы. По мере роста ребенка обнаруживается все более тесная связь депрессии прежде всего с внутренними конфликтами, хотя и внешние факторы по-прежнему играют важную роль.

Нужно всегда помнить, что депрессия у маленького ребенка — от шести месяцев до пяти лет — сильно отличается от той, какой она бывает у детей постарше и взрослых.

Несколько симптомов депрессии у младенца

— У младенца депрессия выражается, в первую очередь, в психомоторной заторможенности: глаза крохи широко открыты, но в них застыла печаль; взгляд внимательный. По этим признакам легко отличить клиническую депрессию от раннего детского аутизма, пусть даже ребенок и запаздывает в плане общения.

— Младенец, страдающий депрессией, общается меньше, чем здоровый: он не так активен, устанавливая отношения с взрослыми, которые за ним ухаживают.

— У малыша могут также наблюдаться расстройства сна, питания — вплоть до полного отказа от пищи, задержки в развитии, отставание в речи.

С полутора до трех лет

— Наблюдается та же симптоматика, что у младенцев, сопровождающаяся апатией и отсутствием интереса к игре.

— Заболевание часто бывает связано с травмирующими событиями или стрессами: депрессию у ребенка может вызвать, например, болезнь или госпитализация, даже при том, что вы будете рядом с ним.

— Депрессия в этом возрасте приводит к задержке развития, но если депрессия длится недолго, то и развитие задерживается ненадолго.

— В таких случаях рекомендуется прибегать к психологической помощи, не дожидаясь конца болезни или госпитализации,  если то или другое должно продолжаться. Решающее значение в подобных ситуациях имеет продолжительность стресса.

Что делать если у ребенка депрессия

У ребенка от трех до шести лет

Когда речь идет о ребенке этого возраста, следует рассматривать самые разные ситуации, ибо повлиять на его настроение и состояние может огромное количество событий.

— Если ребенок говорит уже достаточно хорошо для того, чтобы выразить, что его печалит, — вы можете обсудить с ним причины грусти или тревоги.

— Если дело в разводе родителей, найдите время поговорить с ребенком, чтобы убедиться: он не отождествляет себя с расстроенными событием матерью или отцом, которые изо всех сил стараются скрыть свою депрессию.

— Если в семье траур, депрессия у ребенка может быть эхом переживаний родителей.

Депрессия у ребенка нередко служит «ключом» к депрессии у родителей, но детская депрессия чаще всего находит более яркое выражение.

— В таких случаях следует обращаться к семейному психологу (психотерапевту) или к специалистам по оказанию помощи родителям с детьми, чтобы психологическая помощь была оказана сразу всем.

Чем младше ребенок, тем чаще депрессия выражается у него в соматических или поведенческих реакциях.

— У малыша могут появиться расстройства сна. Совсем маленький ребенок может также жаловаться на боли в том или ином месте или выглядеть очень заторможенным.

— Еще одной маской депрессии может служить гиперактивность, но в таких случаях депрессию труднее распознать из-за чрезмерной подвижности ребенка.

Отличить истинно депрессивное состояние от простой реакции на событие легче всего по продолжительности.

— Диагностировать заболевание следует исключительно у детского психиатра (психотерапевта) или психолога.

— Лечение лучше всего доверить детскому психотерапевту, причем родителям также рекомендуется параллельно работать со специалистом.

В случае если депрессия у вашего ребенка возникла вследствие чувства стыда или недооценки, будьте особенно внимательны! Дело тут в том, что задета нарциссическая составляющая, которая есть у каждой личности, его самооценка и вера в себя. Ребенок в состоянии депрессии способен чувствовать себя потерпевшим неудачу, проигравшим не только тогда, когда это происходит на самом деле: неудача, поражение могут быть и предположительными, воображаемыми. Если, в частности, малышу плохо в детском саду, это может чрезвычайно сильно воздействовать на всю его жизнь, ощущение себя как «плохого» вырастет как на дрожжах.

— В дополнение к помощи психотерапевта в таких случаях рекомендуется помощь педагогов и психологов.

— Могут оказаться полезны терапевтические группы .

Естественно, не стоит прибегать ко всем этим видам помощи одновременно, но нет сомнений, что именно все они вместе могут способствовать восстановлению у ребенка правильного восприятия себя самого.Депрессии, связанные с неосознанным чувством вины, относительно часты с шести-семи лет до начала подросткового возраста — это время в психоанализе называется латентным периодом .

— Нельзя пренебрегать подобным состоянием и надо помнить, что в этих случаях часто оказывается эффективной работа с психотерапевтом, потому что ребенку такого возраста куда легче выразить свои чувства и ощущения в словах.

— Депрессию у ребенка нельзя лечить лекарственными средствами!

Послеродовая депрессия у матери

Послеродовая депрессия встречается у женщин достаточно часто. Не бойтесь «заразить» своей депрессией малыша, не отказывайтесь от ухода за ним — совсем наоборот. Вреда депрессивная мама ребенку не принесет, но она нуждается в помощи, особенно во всем, что касается ухода за младенцем — как в плане материальном, так и в плане отношений в семье.

В этот период вы можете не испытывать никакого желания возиться с сыном или дочерью — это нормально, пусть даже и способно усилить у вас чувство вины.

— Не стесняйтесь просить о помощи окружающих и, если есть необходимость позвольте себе отдохнуть. — Обратитесь за помощью к психотерапевту, с ним можно работать индивидуально или в группе.

Самое вредное для ребенка — когда мать отрицает свою депрессию и делает вид, что с ней все в порядке.

Терапевтические группы создаются для обмена опытом в решении проблем, оказании друг другу поддержки на пути к здоровью и счастью. В этом исцеляющем пространстве под руководством специалиста собираются люди, переживающие схожие сложности в жизни. Вслед за Фрейдом многие психологи и психиатры считают этот период фазой временной бездеятельности, когда в психическом развитии ребенка почти ничего не происходит.

Причины

Если у взрослых причину депрессии почти в половине случаев установить не удается, то у детей с этим все несколько проще, ведь до определенного возраста аффективное расстройство вообще не свойственно здоровому ребенку в силу особенностей организации психики и нервной системы.

Если речь идет о детях до трехлетнего возраста, до депрессии в этом случае почти всегда носят патологический характер и обычно связаны с одним из следующих факторов.

  • Поражением центральной нервной системы. Нарушение настроения в этом случае находится в тесной взаимосвязи с повреждением клеток головного мозга. Такое наблюдается при длительной гипоксии во время беременности, если ребенок перенес внутриутробную инфекцию, если в процессе родов он испытал удушье, острую гипоксию, а также после рождения в случае перенесенного тяжелого менингита и других нейроинфекций. Состояние, при котором головной мозг испытывает нехватку кислорода, особо опасно, поскольку нередко ведет к церебральной депрессии новорожденного.
  • Патологическими отношениями. Анаклитическая депрессия иногда развивается у детей 6-15 месяцев, если они разлучены с мамой, реактивная депрессия больше свойственна детям 2-2,5 лет, которые разлучаются с семьей, которых при отсутствии готовности к посещению яслей отдали в них и т. д. На фоне нехватки материнского внимания депрессия у ребенка развивается довольно быстро. Причиной психической патологии сможет стать семейное насилие, скандалы, тяжелая эмоциональная обстановка, агрессия близких.
  • Наследственность. Предрасположенность к депрессивным расстройствам тоже передается по наследству. Необязательно, что ребенок женщины, страдающей психическими нарушениями, наркоманией, алкоголизмом, будет иметь аффективные расстройства психики, но вероятность этого довольно высока.

Как только малыш достигает дошкольного возраста, он получает первый опыт взаимодействия с обществом – это начало посещения садика, секций, кружков. В этом возрасте жизнерадостный ранее ребенок может начать страдать депрессией по таким причинам.

  • Отношение родителей и их стиль воспитания. Насилие, чрезмерный контроль, слишком много опеки, как и равнодушие, незаинтересованность в успехах малыша, в его делах могут привести к утрате интереса и смысла от всего, что происходит. В этом случае ребенок вполне может впасть в депрессию с тревожными проявлениями.
  • Отношения с ровесниками. Малыши, которым сложно построить отношения с себе подобными, испытывают постоянный стресс, что становится причиной отчуждения, попыток ухода от общения, замкнутости и в итоге развития депрессии.
  • Семейные конфликты и нездоровый психологический климат, при котором ребенок не чувствует себя дома в безопасности.

Дети школьного возраста могут испытывать клиническую депрессию по тем же причинам, вот только отношения у школьников и подростков усложняются, усложняется и механизм психического нарушения. Нередко дети «перегорают» и утрачивают интерес к собственной жизни на фоне повышенных требований родителей, учителей, существенных нагрузок на учебе и во внеучебное время. Чем чаще склонный к депрессии ребенок сталкивается с неудачами, тем быстрее прогрессирует психическое расстройство.

На уровне физиологии, биохимии депрессия развивается у детей при нехватке в организме гормонов серотонина, норадреналина. При стрессе и переживаниях вырабатывается кортизол, избыток которого также приводит к нарушениям психического состояния. Есть предположение, что на вероятность депрессии также влияет уровень мелатонина.

Какие дети наиболее подвержены депрессии:

  • недоношенные;
  • с врожденными пороками развития, аномалиями центральной нервной системы;
  • страдающие неврозом;
  • тяжело адаптирующиеся в новых обстоятельствах и условиях;
  • склонные к страхам, тревожные, ранимые;
  • интроверты.

Подготовка к визиту врача

Сначала Вам следует обратиться к семейному врачу или педиатру, для этого запишитесь на прием. Можете обратиться напрямую к психиатру. 

По мере возможности, подключите вашего подростка к подготовке к визиту врача. Совместно с ним составьте следующий список: 

Например, вы можете спросить: 

  • Эти симптомы указывают на депрессию у моего ребенка? 
  • Каковы другие возможные диагнозы? 
  • Потребуется ли дополнительное обследование? 
  • Какое лечение будет оптимально в этой ситуации? 
  • Есть ли побочные эффекты от лекарств, которые Вы назначаете? 
  • Как нужно отслеживать прогресс и эффективность лечения? 
  • Мой ребенок имеет другие заболевания, как это повлияет на тактику лечения? Могут ли эти диагнозы быть связаны с депрессией? 
  • Есть ли какие-либо ограничения, которым должен следовать ребенок? 
  • Как часто нужно посещать психиатра? 
  • Могут ли изменения в диете, физические упражнения или другие занятия облегчить депрессию? 
  • Есть ли у Вас печатные материалы, которые мы могли бы изучить дома? Какие сайты Вы рекомендуете нам посетить? 

Не стесняйтесь задавать вопросы, возникающие во время разговора с врачом. 

Ваш врач, скорее всего, задаст подростку и вам следующие вопросы: 

  • Когда члены семьи или друзья впервые заметили симптомы депрессии? 
  • Как давно ты сам ощущаешь симптомы депрессии? Подавленное настроение преследует тебя постоянно, или случается время от времени? 
  • Бывают ли у тебя резкие перепады настроения? Скажем, когда в последний раз ты ощущал(а) переполняющее тебя счастье и прилив энергии? 
  • Когда-нибудь тебя посещали мысли о самоубийстве в момент пика дурного настроения? 
  • Насколько тяжелы твои симптомы? Они мешают занятиям в школе, отношениям с друзьями или другим ежедневным мероприятиям? 
  • Есть ли у вас какие-либо биологические (кровные) родственники с депрессией или другим психическим расстройством? 
  • Есть ли у подростка какие-то еще заболевания? 
  • Принимал ли подросток алкоголь, марихуану или уличные наркотики? 
  • Сколько подросток спит по ночам? Изменилась ли продолжительность сна в последнее время? 
  • Что, по-Вашему, облегчает симптомы у подростка? 
  • Что, по-Вашему, их ухудшает? 
  • Не изменился ли рацион питания ребенка, его пищевые привычки и предпочтения? Не замечали ли вы резкое изменение веса ребенка: увеличение или похудение? 

Нужно ли лечить и как?

Перед тем как помочь подростку выйти из депрессии, важно понять глубину проблемы. Существует два метода лечения, которые в зависимости от тяжести состояния можно сочетать – психотерапия и курсовой прием медицинских препаратов

При мыслях или попытках суицида предусмотрено стационарное лечение. Самовольно давать медикаменты категорически запрещено.

Интересуясь, как лечить депрессию у подростка, важно понимать сложность общения матери с сыном. В этом случае необходима поддержка и участие мужчины

Психотерапевтическое лечение

Обращение к психотерапевту — лучший выход при борьбе с тяжелой депрессией. Врач поможет установить точный диагноз и порекомендует лечение.

Например, специалист может обучить юного пациента основам саморегуляции и самовнушения при помощи аутогенной тренировки. Применяя эту несложную технику, молодой человек сможет справляться с эмоциями в критических ситуациях.

В сложных случаях может понадобиться гипноз, нейролингвистическое программирование (НЛП), арт-терапия. Психотерапевт подберет методику, основываясь на тестах и состоянии пациента.

Медикаментозная терапия

В некоторых случаях при депрессии у подростков может понадобиться терапия медикаментами. Врач в зависимости от показаний назначает курс нейролептиков, седативных препаратов, антидепрессантов или транквилизаторов. Если подросток плохо спит, ему выписывают легкие снотворные средства. При повышенной возбудимости можно использовать различные успокаивающие препараты. Однако родителям нужно помнить, что нельзя принимать медикаменты без назначения врачей, чтобы не навредить растущему организму.

Лекарства – риски

Антидепрессанты были разработаны и протестированы на взрослых, поэтому их влияние на молодой, развивающийся мозг еще не полностью понято. Некоторые исследователи обеспокоены тем, что воздействие таких препаратов, как Прозак, может влиять на нормальное развитие мозга, особенно на то, как он управляет стрессом и регулирует эмоции.

Антидепрессанты также связаны с рисками и побочными эффектами, включая проблемы безопасности, характерные для детей и молодых людей. Они повышают риск суицидального мышления и поведения у некоторых подростков и молодых людей. Особенно уязвимы подростки с биполярным расстройством,  или имеющих семейную историю биполярного расстройства или историю предыдущих попыток самоубийства.

Риск самоубийства является самым высоким в течение первых двух месяцев лечения антидепрессантами. Подростки на антидепрессантах должны внимательно следить за любым признаком того, что депрессия ухудшается.

Подростки на антидепрессантах: обратите внимание

Позвоните врачу, если заметите

  • Новые или участившиеся мысли / разговоры о самоубийстве
  • Суицидальные мысли или попытки
  • Новая или худшая депрессия
  • Новое или худшее беспокойство
  • Ажитация или беспокойство
  • Панические атаки
  • Проблемы сна (бессонница)
  • Новая или увеличившаяся раздражительность
  • Агрессивное, сердитое поведение
  • Импульсивные действия
  • Гиперактивная речь или поведение (мания)
  • Другие необычные изменения в поведении

Классификация депрессий

Существует сразу несколько классификаций депрессии у детей. В первую очередь, хочется выделить те состояния, которые различаются по своей продолжительности и полноте проявлений. Здесь выделяются:

  • депрессивная реакция,
  • депрессивное расстройство,
  • депрессивный синдром.

Далее депрессии различают по характеру течения: адинамическая форма, для которой характерна сильная вялость ребенка, замедленные действия и монотонность, а также тревожную форму. Во второй можно наблюдать возникновение множества страхов и фобий у ребенка, он теряет спокойный сон, часто его мучат кошмары, малыш может стать слишком плаксивым.

Если обратиться к российским психиатрическим руководствам, то там можно найти следующую классификацию:

  1. Тревожное расстройство, которое было вызвано разлукой с кем-либо (чаще с матерью).
  2. Фобическое расстройство. Может быть диагностировано в том случае, если у ребенка были обнаружены некоторые страхи, которые этому возрасту не присущи.
  3. Социальное тревожное расстройство. Когда ребенок попадает в новый коллектив или же находится в незнакомой для него ситуации, у него может возникать сильная тревога, на фоне которой мы наблюдаем депрессию.
  4. Смешанные расстройства эмоций и поведения. К уже упомянутой тревоге и боязливости добавляются заметные нарушения в поведении. Ребенок может стать замкнутым и слишком агрессивным, любые социальные нормы перестают существовать для него.

Оцените статью
Добавить комментарий