Депривация. часть 1

Несчастная любовь

Потерю объекта любви можно приравнять к смерти близкого человека. Часто женщины в случае несчастной любви так и говорят: Он для меня умер. Соответственно, потеря объекта любви требует аналогичного горевания, как и потеря близкого человека в случае смерти.

Поэтому и в этом случае также важно осознание потери. Очень часто человек не хочет принять, что его бросили, и продолжает преследовать объект своей любви, надеясь на восстановление отношений

Как правило, это только усиливает страдания обоих и не приводит к желаемому результату.

Для горевания потери любви также необходим другой человек, который может выслушать, посочувствовать, может быть, немного объект привязанности, чтобы от него было легче отказаться и, конечно, убедить, что причиной расставания послужили особенности его характера, уменьшив этим чувство вины, которое неизменно возникает в такой ситуации и совершенно изматывает. Словом, нужен разумный человек, который сможет помочь построить , чтобы горевание не было слишком мучительным. Но спустя время (это может занять год, в случае сильной любви), когда потеря в большей степени будет прожита, очень полезно попытаться освободиться от выстроенных защит, чтобы критически пересмотреть свой вклад в крушение любовных отношений, в котором, конечно, виноваты обе стороны, в той или иной степени – иначе однобокий взгляд может привести к аналогичным крушениям в будущем. Но если оказывается, что во всем виновен только объект любви, тогда необходимо задаться анализом, чтобы выяснить, как же получилось так, что такой человек вызвал такую сильную любовь? Иначе может найтись другой такой же, и драма повториться. Для такого анализа уже нужен психолог.

Психодрама

Якоб Морено

Венский врач Якоб Морено тоже изучал психоанализ и совершил огромный шаг в развитии психотерапии. Во-первых, он решился проводить групповую психотерапию. Во-вторых, продолжая идею Фрейда, он не только разрешил пациентам говорить, но еще разрешил им действовать, играть, отыгрывать в процессе сессии.

Так появилась психодрама, основная идея которой заключается в том, что если пациент проживет драму своей жизни в театральном представлении – то излечится. Пациент в психодраме оказывается одновременно режиссером и участником театрализованного представления своей жизни. Его называют протагонистом. Другие члены психотерапевтической группы играют фигуры из его прошлого или настоящего, и даже отдельные его чувства или предметы. Каждый член группы поочередно многократно должен оказаться протагонистом в процессе групповой психотерапии.

::

Получается, что основные виды современных психотерапий возникли на основе психоанализа и в противоположность его основным принципам (за исключением когнитивно-поведенческой, которая шла своим путем).

А что же психоанализ, неужели он остался только убежищем для закомплексованных психотерапевтов, которым оказалось удобно прятаться за принципами абстиненции и нейтральности?

Что происходит с изолированным аффектом?

Инкапсуляция аффекта

В случае, если такая работа по переживанию травмы не была произведена, чувства, вызванные с травматическим событием, вытесняются в бессознательное (подавляются) и инкапсулируются. Образуется такой своеобразный инфильтрат (нарыв) в бессознательном, на изоляцию которого требуется энергия. Подобно тому, как на удержание болезнетворных бактерий внутри инфильтрата в теле человека требуются значительные энергетические затраты, которые выражаются в повышении температуры, что приводит к слабости и плохому самочувствию, а сам нарыв взывает боль – также и инкапсулированные переживания тоже требуют больших психических затрат для их изоляции, что приводит к хронической депрессии, сопровождаемой апатией, бессилием и душевной болью.

Так как аффект отделен от воспоминаний, такой человек переживает свою депрессию как (см. также ).

Причиной тяжелой депрессии редко бывает одна единственная травма, в большинстве случаев тяжелая депрессия развивается в результате хронической травматизации в течение всего детства и/или подросткового возраста. Если, в нашем примере, девочка была права, что родители отругали бы ее и саму обвинили во всем за то, что случилось, т.е. ретравмировали девочку – закономерно, что такие родители еще много раз и по разным поводам продолжали бы травматизацию своего ребенка.

Формирование симптома

Существует и другой сценарий развития изолированного аффекта в бессознательном – подавленное переживание может вернуться в сознание в виде невротического симптома. Например, у нашей девочки может развиться агорафобия (страх выходить на улицу), типичным его проявлением является то, что человек не может выходить на улицу один, но может с опаской выходить в сопровождении провожатого (который, как можно догадаться, мог бы быть защитником в случае нападения).

Уже взрослая женщина, страдающая агорафобией, не может связать свой страх выходить на улицу с изнасилованием в детстве, ведь это воспоминание не вызывает у нее переживаний. Если ее спросить прямо об этом, то она скажет: «Да вы что, это было в далеком детстве, меня это совсем не беспокоит теперь, это никак ни связано с моей агорафобией».

Соматизация аффекта

Другой сценарий судьбы изолированного аффекта – это его дальнейшее погружение в глубины бессознательного, пока он не начнет проявлять себя через деятельность какого-либо органа. Например, в случае нашей девочки, может случиться так, что при выходе на улицу у нее будет развиваться приступ астмы. Ей пропишут карманный ингалятор Вентолин, и она будет каждый раз им пользоваться перед тем, как выйти на улицу и, при необходимости, на улице. Проблема будет казаться решенной с помощью современной медицины. Но, к сожалению, астма, как правило, вызывает обструкцию легких, что приводит со временем к их разрушению. Это пример судьбы всех психосоматических расстройств – когда не очень обременительный симптом превращается в тяжелую болезнь.

Смещение аффекта

Чаще, не в отягощенных случаях, изолированный аффект может не вытесняться в бессознательное, а немедленно разряжаться (отыгрываться). Например, мама отругала старшую дочку, а та дала потом затрещину своей младшей сестре, и та стала плакать. Смещение аффекта не создает инкапсулянта, потому что аффект разряжается, но такая форма психологической защиты травмирует окружающих.

В непатологическом варианте это могло бы выглядеть так: мама отругала старшую дочь, та стала плакать, а младшая сестра пришла ее жалеть – тогда аффект будет пережит без отыгрывания.

См. также в другой статье.

Фиксация на травме

Как мы могли видеть из описанных выше примеров, фиксация является следствием травм. К сожалению, даже в современном психоанализе принято сужать понятие травмы до случаев острой травмы, как, например, при изнасиловании в детстве или гибели родителей. Под травмами мы понимаем , когда недостаток любви, внимания и понимания со стороны родителей изо дня в день калечит психику ребенка и не дает ему возможности нормально развиваться. Это то, что self-психологи называют дефицитом.

В “” (1910) Фрейд сравнивает невротиков с людьми, печально стоящими у монумента, воздвигнутого в честь трагедии, .

В “” Фрейд продолжает обсуждать значение травмы:

Но, к сожалению, к травматической точке зрения Фрейд больше не возвращался.

Нормальные проявления регрессии

Процесс засыпания тоже требует регрессии: для того чтобы расслабиться и заснуть – нужно почувствовать себя защищенным. Для этого многие дети, даже младшего школьного возраста, засыпают, посасывая палец. В качестве защитника может подойти любимый плюшевый мишка, обнимание которого символизирует обнимание матери. Взрослые люди нередко засыпают с включенным телевизором, звуки которого могут напоминать разговор родителей на кухне, возвращая в комфортную атмосферу защищенности в детстве. Ну и, конечно, привычка супругов спать вместе, отсылает к самым ранним переживаниям сна рядом с родителями. Но если ничего не помогает, для регрессии приходится прибегать к снотворным. Да и сам сон тоже является регрессивным состоянием (топической регрессией, как выражался Фрейд).

очень важный психологический механизм, потому что именно он позволяет нам получать удовольствия. Повседневная жизнь принуждает нас постоянно находиться в «боевой готовности», используя все возможности, приобретенные нами в процессе нашего развития (прогресса). Однако, такое состояние не позволяет получать удовольствия (невозможно представить рыцаря с мечом и в доспехах, с опущенным забралом, придающегося наслаждениям) – поэтому для получения удовольствия необходимо немного регрессировать (снять доспехи, отложить меч), стать ненадолго ребенком. Регрессия особенно бывает заметна во время полноценного сексуального наслаждения влюбленных, когда двое вполне взрослых людей ведут себя как маленькие дети: начинается с того, что они чего-то хотят, потом они сюсюкаются друг с другом, затем засовывают в рот посторонние предметы, начинают посапывать, стонать и даже визжать, а потом тихо засыпают безмятежным младенческим сном (см. ).

Регрессия в психоанализе

Регрессия – также важный психологический процесс, необходимый для проведения психоанализа. Именно для достижения регрессии в процессе психоаналитической сессии используется кушетка. Пациент ложится на кушетку, нередко, укрывшись пледом. Удобное положение, располагающее ко сну, способствует максимальному расслаблению и облегчает возврат к прошлым переживаниям, воспоминаниям давно минувших дней. Такое погружение в детство дает возможность детально проанализировать детские чувства пациента и то, как они влияют на его настоящее. Такая регрессия называется психотерапевтической.

Кушетка является стимулирующим, но не обязательным условием для психотерапевтической регрессии. Сидя в кресле, лицом-к-лицу к психоаналитику, пациент тоже может регрессировать, если сложилась достаточно доверительная атмосфера между ним и психоаналитиком. Если психоанализ производится в положении сидя – это, как правило, называют психоаналитической психотерапией. (См. подробнее , а также )

В случае сексуального взаимодействия и в процессе проведения психоаналитической сессии – регрессия не является защитой.

Причины возникновения депрессии

Точные причины возникновения психического расстройства до сих пор не найдены. Однако существуют факторы, повышающие риск его развития. Заболевание может возникнуть из-за генетических, биологических, психологических причин:

  1. Наследственность. У людей, имеющих родственников с депрессией, повышается риск возникновения расстройства.
  2. Изменение биохимических процессов в мозге. На настроение влияют нейротрансмиттеры — дофамин, серотонин, норадреналин. Из-за них человек чувствует радость, спокойствие, удовольствие. При нарушении баланса веществ начинает ухудшаться настроение. Причины изменения уровня нейротрансмиттеров и их роль в возникновении депрессивного состояния полностью не изучены.
  3. Соматические заболевания. Расстройство развивается на фоне диабета, рака, патологии сердца, дрожательного паралича. Иногда медицинские препараты могут вызывать побочные эффекты, которые способствуют проблемам с настроением.
  4. Изменение гормонального фона. Расстройство возникает после родов, при менопаузе и проблемах с щитовидной железой, нарушении гормонального фона.
  5. Психологические проблемы. Расстройство развивается на фоне сильных переживаний, потери близкого, изменений в жизни.

Влияет ли стресс на развитие депрессии?

Стресс полезен, т.к. благодаря ему организм оповещается о потенциальной опасности. В результате происходит мобилизация всех систем. Однако хронический стресс может привести к развитию депрессивного расстройства. В этом состоянии у человека снижается уровень серотонина и дофамина, а также увеличивается выработка кортизола. Из-за дисбаланса нейромедиаторов в мозге происходит нарушение биохимических процессов. У человека снижается половое влечение, возникает бессонница, потеря аппетита.

Причинами стресса, приводящими к расстройству, являются:

  • развод;
  • увольнение;
  • чрезвычайные ситуации;
  • болезни.

Депрессия при неврологии и нейрохирургии

До 50% людей с неврологическими проблемами страдают расстройством настроения. Оно возникает при:

  • нарушении кровообращения в мозге;
  • болезни Паркинсона;
  • хроническом болевом синдроме;
  • рассеянном склерозе;
  • вегетативных расстройствах;
  • эпилепсии.

Еще одна физиологическая причина депрессии — разрыв аневризмы в мозге, возникшей из-за инсудации артериол, гипертонии, нарушения кровотока.

Из-за соматических проблем расстройство сложнее диагностировать. Заболевания ухудшают эмоциональное состояние. Расстройство может быть следствием поражения мозга, возникнуть в качестве ответа на него или развиться еще до нарушения работы ЦНС.

Депрессия при черепно-мозговой травме

У многих людей заболевание возникает из-за черепно-мозговой травмы (ЧМТ). Оно развивается в течение первого года или через несколько лет.

Причины расстройства:

  1. Изменение функционирования мозга. Расстройство возникает из-за травмирования областей мозга, которые контролируют эмоции. К ней приводит и изменение баланса нейротрансмиттеров.
  2. Реакция на травму. Причиной заболевания становится изменение привычного образа жизни — нетрудоспособность, новая роль в семье и обществе.
  3. Факторы, не связанные с травмой. У человека может быть высокий риск развития заболевания из-за генетики, наследственности и других причин, существовавших до ЧМТ.

А что делает психоаналитик?

Психоаналитик слушает, стараясь не мешать пациенту говорить о том, что для него важно. Только пациент знает, что и где у него болит

Только слушая, можно понять, что и о чем тебе говорят.

Важно, конечно, и то, что говорить оказывается возможным, потому что Вас слушают. Но психоаналитик – не только собака, которая внимательно слушает, он сообщает пациенту о своем понимании и проверяет у него, насколько правильно он его понял, а также интерпретирует, выражая этим свое видение ситуации пациента с точки зрения психоанализа – это основная составляющая техники психоанализа

Психоанализ – это научно-философская концепция описания причинно-следственных связей и законов психического развития человека.

Психоанализ – это объяснительная психотерапия.

В процессе слушания у психоаналитика возникают объяснительные гипотезы, основанные на психоаналитическом понимании того, что происходило или происходит с пациентом, и почему это происходило или происходит.

Такие гипотезы отвечают на вопросы:

Что происходит?Почему это происходит?

Эти гипотезы обсуждаются психоаналитиком с пациентом, в результате чего они уточняются или отвергаются. Если гипотеза верная – чаще всего она вызывает в памяти пациента новые воспоминания.

В процессе психоанализа пациент приобретает возможность самому строить такие гипотезы и предлагать их психоаналитику для обсуждения – это и есть основная задача психоанализа.

В процессе обсуждения этих гипотез, благодаря тому, что пациент начинает понимать, что происходит и почему это происходит, ему становится возможным лучше понимать самого себя и других людей и ответить себе на вопрос:

Что делать?

Психоаналитик старается не вмешиваться в выбор пациентом ответа на вопрос: Что делать? Это должно быть свободным решением пациента.

Интерпретации

Единственным способом, которым психоаналитик воздействует на пациента – являются интерпретации. Психоаналитик использует весь свой опыт многолетнего обучения психоанализу и своей психотерапевтической практики для того, чтобы строить объяснительные гипотезы того, что происходит с пациентом, почему ему что-то не удается в жизни, почему его преследуют роковые неудачи, как возникают его невротические симптомы или почему его переживания носят депрессивный характер. Когда эти гипотезы ему кажутся достаточно сформированными – он предлагает их на рассмотрение пациенту, т.е. делает интерпретацию.

Интерпретации бывают трех уровней

На первом уровне ищутся связи между осознаваемыми мыслями и чувствами пациента с их скрытым бессознательным содержимым. Это называется анализом . На этом уровне находят ответ на вопрос: Что происходит?

ищутся связи с детскими переживаниями и травмами, которым не придавали должного значения, которые были забыты или никогда не осознавались – это называется генетическими реконструкциями. На этом уровне находят ответ на вопрос: Почему это происходит? (Подробнее о реконструкциях см. в примере .)

На третьем уровне обнаруживаются параллели между тем, что пациент думает и чувствует в адрес своего психоаналитика (что переносится на его фигуру), и тем, что он думал и чувствовал в адрес своих родителей или близких родственников – это называется анализом переноса. Это позволяет пациенту лучше понять, что с ним происходит в данный момент, как он взаимодействует с людьми сегодня и как это связано с его прошлым. Таким образом находится наглядная связь между вопросами: Что происходит? и Почему это происходит? (См. также , , , и )

Если психоаналитику в одной интерпретации удается выразить взаимосвязь между прошлыми травмами пациента и тем, что происходит с пациентом сейчас, а также как это проявляется в отношениях с психоаналитиком – это называется полной интерпретацией.

Интерпретации никогда не создаются только психоаналитиком. Интерпретации являются плодом совместной работы психоаналитика и пациента, благодаря сформированному ими рабочему альянсу (Гринсон). Сначала психоаналитик слушает пациента, а когда у него возникают идеи – он делится ими с пациентом. Пациент подтверждает гипотезу психоаналитика или опровергает ее, предлагая свой вариант. Обычно пациенты очень быстро улавливают суть психоаналитического мышления и с помощью психоаналитика учатся формировать свои собственные психоаналитические интерпретации. Полная интерпретация является плодом длительной совместной работы психоаналитика и пациента. Умение пациента строить самостоятельно свои собственные психоаналитические интерпретации – является основной задачей психоанализа.

Вытеснение травмы

Первоначально у Фрейда была идея, что невроз развивается в результате травмы в детском возрасте, прежде всего, в результате сексуального совращения. Фрейд услышал много откровений со стороны его пациенток, больных истерией, о совращении со стороны отцов или других родственников – настолько много, что усомнился, что все это было правдой. В результате Фрейд усомнился и в теории травмы и пришел к выводу, что его пациентки сами имели сексуальное желание в адрес своих воспитателей, которое они воплотили в фантазию, но из-за того, что эти фантазии вызывали тревогу и стыд, они были вытеснены, и лишь благодаря анализу вспомнили их как реальное воспоминание из детства. (Возможно, все было именно так, см. об этом подробнее .)

«Упоминание о защите от раздражений сразу же заставляет вспомнить, что вытеснения возникают при двух различных ситуациях, а именно: когда недопустимое влечение пробуждается благодаря внешнему восприятию и когда оно возникает изнутри без такого рода провокации извне.»
(Фрейд. “Торможение, симптом, тревога”)

Фрейд использовал понятие вытеснение, прежде всего, когда речь шла о , которые вызывают тревогу. В дальнейшем, когда Фрейд говорил о душевных переживаниях, пытающихся проникнуть в сознание из бессознательного, он имел ввиду именно внутренние, можно сказать, изолированные от реальности переживания, а не душевные переживания реальных травм. В своей фундаментальной работе “Торможение, симптом, тревога” Фрейд ввел понятие сигнальной тревоги, подразумевая именно опасности, угрожающие изнутри, со стороны Ид.

Сегодня психологи и психоаналитики используют термин вытеснение и в случае болезненных воспоминаний и переживаний, связанных с травмами в детском возрасте. Например, пациент уверяет психоаналитика, что детство у него было обычным, ничего примечательного в нем не было, а в процессе анализа вспоминаются подробности, о которых было бы .

Если внимательно присмотреться к истории развития фобии у маленького Ганса, то мы увидим, что она имела травматическое происхождение: В присутствии отца он не мог спать у матери, а когда мать хотела брать Ганса в постель, отец подымал крик.

Очень спорный вопрос, в какой степени можно позволять ребенку «внедряться» в спальню родителей. Очевидно, что матери не следует заменять мужа сыном, иначе легкая эдипальная победа лишит мальчика стимула к развитию (см. ). Но если в борьбе за эдипальное преимущество отец подымает крик – вполне вероятно развитие невроза у мальчика. Особенно, если мать соблазняет своего сына, когда сама хочет брать его в постель. Соблазняющая мать и грозный, но любящий отец вызывают у мальчика раздирающий душу конфликт, что, закономерно, приводит к неврозу (как в истории детства самого Фрейда, см. ).

Смерть близкого человека

Для случаев смерти в процессе исторического развития человечества были выработаны ритуалы горевания, очень схожие у разных народов. Среди них: (1) присутствие при захоронении, чтобы горюющий убедился в смерти близкого человека; (2) похороны и поминки, чтобы близкие и друзья горюющего разделили его горе, (3) траур, целью которого является напоминать горюющему о его горе и призывать окружающих к соболезнованиям.

Всегда присутствуют две основные составляющие горевания: осознание потери и участие окружающих. Без этих двух составляющих горе оказывается неотгореванным (невыплаканным) и превращается в депрессию.

Ритуалы, которые созданы вокруг горя  призваны «гарантировать», чтобы процесс горевания был произведен и завершен. Это необходимо для полноценной последующей жизни. Процесс горевания, если потеря была тяжелой, в норме, занимает около года. А полное освобождение от тяжелых чувств – 5 лет.

Осознание потери

Конечно, если человек психически (психиатрически) адекватен, он не может сознательно отрицать факт смерти близкого человека. Но бессознательное отрицание факта потери может иметь место даже у вполне психически нормальных людей.

Очень часто, когда приходит страшная весть о смерти близкого человека, первой фразой бывает: «Не может быть!» Это сознательное отрицание факта смерти основывается на предсознательных надеждах, что это ошибка (медицинская, юридическая, несуразная случайность или даже злая шутка). Даже при опознании тела многие шепчут: «Не верю!»
Конечно, потом разум берет верх над напрасными надеждами и подчиняется неумолимым фактам.
Медицинское освидетельствование и свидетельство о смерти  таким образом, представляют собой не просто акты бюрократического аппарата, а инструменты механизма осознания и принятия потери.

Но бывает, что ни свидетельство о смерти, ни прощание с покойным не обеспечивают принятие факта смерти.
В бессознательном не существует законов логики  противоположности там могут сосуществовать бок о бок. Конечно, мы не можем заглянуть напрямую в бессознательное, но по некоторым признакам можем судить о том, что происходит в бессознательном.
Например, если женщина, потерявшая любимого мужа, бережно хранит в шкафу все его вещи так, будто он сегодня должен вернуться с работы, периодически сдает в химчистку его костюмы, перестирывает рубашки  то для нее он как живой. Время остановилось
Эта женщина может, как все, ходить на работу, общаться с подругами, и, со стороны, можно ничего странного и не заметить

Но при близком знакомстве с ней, можно обратить внимание, что она все темы переводит на разговор о своем муже, она всегда печальна, под глазами круги, плечи опущены  она в депрессии, она не смогла принять факт смерти. Любовь к мужу смещается на любовь к вещам мужа, формируя своеобразный фетишизм, за которым скрывается бессознательное отрицание потери

Участие окружающих

Одних ритуальных обрядов, предназначенных сделать потерю осознанной, недостаточно для того, чтобы завершить процесс горевания. Еще обязательно необходима искренняя поддержка окружающих людей: сочувствие  т.е. соучастие.

Если в окружении горюющего человека нет людей, могущих соучаствовать в его горе  бессознательное отрицание факта смерти может быть психологической защитой от процесса горевания, когда человек предсознательно «понимает», что ему не окажут адекватной поддержки в процессе горевания и он один «потонет» в собственном горе. В этом случае отрицание смерти стоит на службе психического выживания в бессознательной надежде, что процесс горевания можно будет провести позднее, когда найдется соответствующее окружение.
Самостоятельное горевание, один на один со своим горем, без соответствующего поддерживающего окружения  иллюзия, рождающаяся от безысходности найти адекватное соучастие.
Сама суть существования психики человека противоречит такой надежде. Психика человека  не необходимое следствие физиологических процессов головного мозга, а результат взаимоотношений с окружающими людьми.

Как можно понять человека и этим помочь ему понять себя?

Психоанализ – это метод, который помогает человеку понять самого себя. Это становится возможным благодаря расширению сознания, когда ранее недоступные части психики становятся осознаваемыми.

Неосознаваемые области психики именуются бессознательным.

Исследование бессознательного вызывает ассоциацию с погружением в глубины, поэтому психоанализ также называют глубинной психологией.

Может казаться, что только с помощью гипноза возможно «заглянуть» в глубины психики. Но это не так.

::

Психоанализ как техника лечения неврозов появился более 100 лет назад благодаря , который в своей работе использовал гипноз (см. ). Фрейд являлся учеником Брейера и тоже первоначально использовал гипноз в своей практике, но вскоре в нем разочаровался (см. ).

Тот день, когда Фрейд приступил к лечению свой пациентки, не прибегая к помощи гипноза – можно считать днем рождения психоанализа (см. ).

Психоанализ и всегда проводятся в бодрствующем состоянии пациента (). Бодрствование необходимо потому, что психоаналитический метод предполагает активность пациента.

Диагностика

  • Клинические критерии (DSM-5)
  • Измерение ОАК, электролитов, ТТГ, витамина B12 и фолатов для исключения соматических нарушений, которые могут вызывать депрессию

Диагностика депрессивных расстройств основывается на выявлении симптомов, признаков и клинических критериев, описанных выше. Депрессивные расстройства отличаются от обычных колебаний настроения наличием значительного физического дискомфорта или проблем в социальной, профессиональной и других сферах деятельности.

Для скрининга разработаны краткие опросники. Их можно использовать для выявления некоторых депрессивных симптомов, но диагностику нельзя строить только на данных опроса. Некоторые вопросы, требующие однозначного ответа («да» или «нет») могут помочь определить, имеются ли у пациента симптомы, соответствующие критериям DSM-5 для диагностики большой депрессии.

Степень тяжести определяется степенью выраженности депрессии и физической, социальной, трудовой дезадаптацией, а также продолжительностью симптоматики. Врачу необходимо мягко, но прямо спрашивать пациентов о любых мыслях или планах нанести вред себе либо другим, предыдущих намерениях и/или попытках совершить самоубийство, и о других факторах риска. Наличие психоза и кататонии говорит о тяжелой депрессии. Меланхолические признаки свидетельствуют о тяжелой или умеренной депрессии. Сопутствующие соматические нарушения, злоупотребление алкоголем и наркотическими веществами и тревожные расстройства могут усугублять состояние больного.

Депрессивные расстройства следует отличать от деморализации и горя. Другие психические расстройства (например, тревожные расстройства) могут затруднять диагностику депрессии. Зачастую у больного присутствует более одного нарушения. Большую депрессию (монополярное расстройство) следует отличать от биполярного расстройства.

У пациентов пожилого возраста депрессия может манифестировать в депрессивную деменцию (ранее известную как псевдодеменция), которая вызывает множество симптомов и признаков деменции, таких как психомоторная ретардация и снижение концентрации внимания. Тем не менее, на ранних стадиях деменция может приводить к развитию депрессии. В целом, когда диагноз не совсем ясен, следует начинать лечение депрессивного расстройства.

Дифференцирование хронических депрессивных расстройств (таких, как дистимия) от расстройств, вызванных злоупотреблением психоактивными веществами, иногда затруднительно, особенно, потому что эти расстройства могут сосуществовать и взаимно усиливаться.

В качестве причины депрессивной симптоматики также необходимо исключить соматические нарушения. Гипотиреоидизм часто вызывает симптомы депрессии и встречается достаточно часто, особенно среди пожилых. В частности, болезнь Паркинсона может демонстрировать симптомы, которые напоминают депрессию (например, упадок сил, эмоциональная скудость, вялая жестикуляция). Для исключения этого заболевания необходимо тщательное неврологическое обследование.

Кризис середины жизни

Многие люди к 30-40 годам, середине жизни, мучаются сомнениями, все ли они сделали так, достигли ли того, что хотели? Этот кризис, как ни парадоксально, постигает именно тех людей, жизнь которых реализовалась и структурировалась. Этот экзистенциальный кризис связан с тем, что будущее уже наступило и, хотя жизнь должна восприниматься как удавшаяся и радовать, – она не радует в той степени, как представлялось ранее, и пугает своей структурированностью (повторяемостью, рутиной). Суть экзистенциального кризиса середины жизни выразил Андрей Макаревич: будущего жалко.

«Не стало будущего. Раньше в детстве впереди было что-то яркое, неизвестное – жизнь. А сейчас я точно знаю, что будет потом – то же самое, что и сегодня. Заниматься я буду тем же, в рестораны ходить те же (ну в другие, такие же); на машине буду ездить примерно такой же – вместо будущего стало настоящее. Просто, есть настоящее, которое сейчас, и настоящее, которое будет потом. И главное, мое настоящее нравится, машина хорошая, рестораны вкусные. Только будущего жалко.»
(Андрей Макаревич. Фильм “”)

Если кризис касается только достижений в профессиональной реализации – в этом случае несколько проще. Многие люди именно в 30-35 лет получают второе высшее, осваивают новые профессии, начинают, так сказать, новую жизнь, стремясь к новым горизонтам.

Но кризис середины жизни часто затрагивает и личные отношения в браке. Такой кризис также наступает только в том случае, если брак удачен. Человек женился по любви, но после 5-10 лет совместной жизни в удачном браке его мучают сомнения, которые выразил один из героев фильма “О чем говорят мужчины”:

«У меня есть жена, ребенок, холодильник трехкамерный. Я всего это хочу или так просто надо? А может, на самом деле, я хочу все это бросить, стать свободным человеком, ведь это такой кайф! С другой стороны, – нет, я же их люблю! А может, просто, привык и боюсь что-то изменить? А может, как раз, и надо изменить? И вот как это понять?»

В кризис середины жизни озадачиваются вопросом: менять что-то в своей жизни или отгоревать несбыточное будущее и смириться?

В поисках ответа на этот вопрос хорошо помогают беседы за полночь на кухне за чашкой чая или чего покрепче, а также посещения психолога.

Анекдот в тему:

Приходит человек в магазин и говорит:  Я хочу вернуть елочные игрушки.
Продавец: Что, они бракованные?
Человек: Нет, они не бракованные. Они не радуют.

В целом, кризис середины жизни свидетельствует о взрослении и переживании потери детского счастья. Вот и елочные игрушки уже не радуют, и удовольствие теперь можно получить только глядя на то, как этим елочным игрушками радуются твои дети.

Без проживания грусти прощания с детством человек остается навсегда ребенком, лысым, больным, седым мальчиком или девочкой, тщетно ищущим повторения переживания детского счастья.

Как устранить вытеснение

Самое главное — всеми доступными способами переосмыслить то, что было вытеснено в подсознание, и сделать эту информацию сознательной. Одна из возможностей — написать автобиографию. По мере написания вы вспомните и осознаете те моменты из прошлой жизни, которые мешают вам жить в настоящем

В первую очередь уделите внимание потерям, например, гибели близких для вас людей. При необходимости обратитесь за помощью к психоаналитику

После того, как вы осознали вытесненные эмоции, научитесь предотвращать вытеснение в своей жизни. Для этого развивайте бдительность. Как это делать? Ведите личный дневник. Записывайте в него свое мнение по каждому случившемуся с вами событию.

Помните, чем сильнее человек (речь не идет о физической силе), тем легче ему оставаться в сознательной части психики. Больше всего вытеснений случается в детстве, потому что психику ребенка сложно назвать сильной. Она еще толком не сформирована. Взрослый же человек может переосмыслить и пережить ситуацию, даже если она и причиняет ему боль.

Взять, к примеру, сильную обиду. Если человек обиделся, но при этом делает вид, что с ним все в порядке, происходит вытеснение. Оно замедляет личностный рост или даже останавливает его. Но если обида останется в сознании, а не перейдет в бессознательную часть психики, справиться с ней будет легче.

Понять, произошло вытеснение обиды или нет, несложно. Достаточно вспомнить обидчика и определить, хочется с ним общаться или нет. Если такое желание не появилось и чувствуется негатив, обида была вытеснена. Исправить ситуацию поможет чистый лист бумаги и ручка. Запишите все ситуации, связанные с обидчиком. Обдумайте их. В списке обязательно будет та, которая стала причиной вытеснения. После этого искренне простите и отпустите обиду, несмотря на то, что сделать это может быть крайне сложно.

Оцените статью
Добавить комментарий